ТЕСТ 1
Инструкция: «Я назову вам слово, а вы должны объяснить, что оно значит, определить это слово, указать, к какому роду предметов относится тот предмет, который им обозначается.
Например: «стакан». Что это? – Посуда. «Фиалка»? – Это цветок. «Карась»? – Рыба. Все поняли? Теперь я повешу плакат, где будет пять слов. Вы перепишете их и против каждого поставите ответ – то общее, к чему оно относится».
Отмечается время и вешается плакат, где написано
Б Е Р Е З А –
Ж Е Л Е З О –
К О Р О В А –
П О Л О Т Н О –
Р У Ж Ь Е –
Экспериментатор дает сигнал закончить, когда видит, что большинство класса (не менее 3/4) выполнило задание.
ТЕСТ 2
Инструкция: «Теперь я покажу вам два рисунка. Вы внимательно рассмотрите их и постараетесь хорошенько запомнить. Затем я их уберу, а вы нарисуете у себя в тетрадях то, что вы видели, по памяти, хотя бы приблизительно».
В течение 15 секунд демонстрируется плакат с фигурами Бине (рис 5 ). На воспроизведение отводится 3 минуты.
ТЕСТ 3
Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю маленькую газетную заметку. Вы ее внимательно прослушаете и постараетесь хорошо усвоить все, что в ней говорится, а после запишете услышанное так, как вы его запомнили. Попытайтесь ничего не упустить и воспроизвести все, что сказано в заметке».
Читается: «Рязань. 5-го сентября. Большой пожар уничтожил прошлой ночью в Рязани три здания, расположенных в центре города.
Семнадцать семейств осталось без жилища. Убытки превышают пятнадцать миллионов рублей. Спасая маленького ребенка, один рабочий сильно поранил себе руки».
ТЕСТ 4
Инструкция: «Я дам вам три минуты сроку. В течение этого времени напишите как можно больше слов – разных, все равно каких; пишите все, что придет вам в голову. Вот – «стол», «окно», «доска», «лето», «воздух» и т. д. Начинайте».
ТЕСТ 5
Инструкция: «Теперь напишите как можно больше названий белых предметов. Все, что бывает белым, но только белым и никакого другого цвета. Начинайте».
На выполнение задания даются 2 минуты.
«Теперь – черных. Все, про что знаете, что оно черное и только черное. Начинайте».
Отпускаются те же 2 минуты.
ТЕСТ 6
Инструкция: «Теперь вот что. Я вам расскажу о разных событиях и человеческих поступках, а вы, послушав о них, напишите, хорошо ли поступил этот человек или нет, и почему вы так думаете.
Тут у каждого может быть свое мнение, только нужно его обосновать, то есть указать, почему вы считаете, что это хорошо или плохо.
Слушайте: «В трамвае поймали карманника, который украл золотые часы у одного из пассажиров. Его вытолкнули из вагона и тут же избили до полусмерти». Правильно ли с ним поступили? И что нужно было сделать?
Пишите. Так. Вот еще история: «Умерло два богатых человека. Один из них завещал потратить все свое состояние на беспризорных детей, а другой – отдать церкви на поминовение своей души». Кто из них поступил лучше и почему? Пишите.
И, наконец: «Железнодорожный стрелочник, обходя свой участок пути, заметил вдруг, что на рельсах сидит и беспечно играет маленький ребенок, тогда как на него мчится скорый поезд. Он бросился к ребенку, схватил его и откинул в сторону, но сам не успел отскочить и был раздавлен насмерть».
Хорошо ли он поступил стрелочник, и почему вы так думаете?»
ТЕСТ 7
Инструкция: «Сейчас я назову вам три слова, а вы свяжите их так, чтобы вышла одна целая фраза, какое-нибудь осмысленное предложение. Возьмем слова «стол», «ученик» и «книга». Какую фразу можно составить из них? – «Ученик положил книгу на стол». То есть разрешается прибавлять и другие слова, свои, но обязательно, чтобы использовались те три слова, которые я назову. Ясно?»
При необходимости даются еще два-три примера, и детям предлагается самостоятельно сложить из слов фразы. Затем вывешивается плакат с заданием (тремя тройками слов). Экспериментатор поясняет, что не нужно; достаточно по очереди написать фразы, составленные из слов каждой строки – первой, второй и третьей.
Плакат:
С О Б А К А – Ш К О Л А – А В Т О М О Б И Л Ь
В Е Ч Е Р – У Ч Е Н И К- Д Е Н Ь Г И
Б У М А Г А – М О С Т – Р Е К А
На составление фраз отводится до 7 минут. Каждая из них должна быть правильна и содержательна. Требуются как минимум два удачных ответа из трех.
ТЕСТ 8
Инструкция: «Я прочитаю вам фразу, вы ее очень внимательно прослушаете и потом запишете как можно точнее, не пропуская и не изменяя слов.
Текст: «Катя говорит, что она не может ходить в школу, потому что у нее нет подходящей обуви».
Написали? Дальше.
Текст: «Зимой дети больше всего любят кататься на коньках и на санках, а летом – купаться».
Третья фраза.
Текст: «У нас в школе сейчас проводится исследование, и надо быть очень внимательным».
ТЕСТ 9
Инструкция: «Перед вами лежат листочки, где напечатаны 3 вопроса, три задачки, которые надо решить. Тут никаких упражнений не будет. Сразу после того, как я скажу: “Начинайте», – переверните страницу, внимательно прочитайте про себя то, что написано, и, когда поймете, что требуется, напишите ответ. Работайте молча, не теряйте времени, а главное – вдумывайтесь, чтобы ответить правильно. Начинайте».
(На выполнение задания предоставляется 5 минут).
Вопросы (задачки):
- На скамейке сидели рядом три мальчика: Ваня, Коля и Петя. Ваня был справа от Коли, а Коля справа от Пети. Кто из них находился посередине?
- Ваня был меньше Коли, а Коля меньше Пети. Кто был больше всех?
- Ваня был умнее Коли, а Коля умнее Пети. Кто из мальчиков был самый умный?
ТЕСТ 10
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам маленькие рассказики, в которых, может быть, не все правильно – скажем, есть какая-нибудь несообразность. Слушайте внимательно, чтобы понять и потом написать, могло ли так быть или нет, и нет, то почему.
- При железнодорожных катастрофах последний вагон всегда страдает больше всех. Может, стоит отцепить его и оставить на станции?
- Вчера разбился рейсовый самолет, но жертвы небольшие, погибло насмерть всего-то 85 человек.
- У меня три брата: Павел, Сергей и я (или, если испытание проводит женщина, – три сестры: Мария, Елена и я)».
ТЕСТ 11
Инструкция: «У вас лежит еще один листок. Не трогайте его, пока не скажу. Там три фразы, в которых перепутаны слова. Разберите их и поставьте слова в таком порядке, чтобы вышло понятное и правильное предложение.
Против каждой перепутанной фразы напишите другую – из тех же самых слов, только в правильном порядке».
Разбирается пример (на доске).
«Тебе книгу воскресенье я верну в».
Переставьте слова, как следует.
«Книгу я верну тебе в воскресенье».
Теперь переверните листки и начинайте работать.
(На выполнение задания отводится 4 минуты).
Фразы на листках:
- Прогулку утром мы завтра собираемся на.
- Исправить учителя я мою просил работу.
- Шел после вчера дождь обеда сильный.
ТЕСТ 12
Инструкция: «Знаете ли вы, что такое рифма? Рифмой называется созвучность двух слов, оканчивающихся одинаково, как это бывает в стихах. Например, если сказать: весна – красна – ясна, – то это будет в рифму. «Дети – сети», «мать – дать», «конец – гонец» тоже. Можете сами привести примеры рифмы?
(Разбираются примеры детей).
Теперь я назову вам слово, а вы быстро найдите к нему рифму и запишите ее – молча, каждый про себя».
- «Кошка» (1 минута).
- «Лес» (1 минута).
- «Весть» (1 минута).
ТЕСТ 13
Инструкция: «Я буду задавать вам разные вопросы. Вы внимательно слушайте каждый из них, а затем, подумав, напишите ответ. Например: если я заболел, что нужно мне сделать? Ответ: обратиться к врачу.
Дальше будут более сложные вопросы, нужно хорошо обдумать их, понять. Но все же особенно не затягивайте, чтобы успеть в срок. Начинаем».
- Что нужно сделать перед тем, как берешься за какое-нибудь важное дело?
- Что нужно сделать, если тебя спросят о человеке, которого ты мало знаешь?
- Почему мнение о людях нужно составлять по их делам, а не словам?
- Почему легче простить тому человеку, который обидел тебя сгоряча, чем тому, кто сделал это в спокойном состоянии?
- Что нужно сделать, если тебя без вины наказали?
ТЕСТ 14
Инструкция: «Перед вами листки, где начаты фразы. Вы их должны закончить, причем так, чтобы придать им какой-то смысл, то есть чтобы получились целые осмысленные фразы. Допустим, там вы нашли такое начало: «Чтобы увидеть восход солнца…» Что можно добавить? Скажем: «…надо рано встать». Или: «Неизвестно почему…» – «…он сегодня не пришел в школу».
Переверните листки и начинайте.
- Когда нам приходится…
- Надо иметь терпение, чтобы…
- Вы ошибаетесь, говоря…
- Если бы мы знали…
- Чем дольше тянется время…
ТЕСТ 15
Инструкция: «Я вам назову два понятия, а вы объясните, чем они отличаются друг от друга. Например: Бумага и картон. Какая разница между ними? Бумага – мягкая, картон – твердый. Курица и утка? Радость и счастье?»
Вывешивается плакат, на котором написано:
Р Е К А и П Р У Д
Т О В А Р И Щ и Д Р У Г
С К У П О С Т Ь и Б Е Р Е Ж Л И В О С Т Ь
(На задание отводится 5 – 7 минут).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Эта сокращенная шкала из 15-ти тестов охватывает «умственный возраст» (по Бине) в 5-летнем «диапазоне» (от 10 до 14) – по три теста на год.
Оценка каждого отдельного теста «альтернативна» – выполнено или не выполнено. При этом – на основе обычного критерия оценки Бине – тест считается выполненным, если из 5 его задач правильно решаются 3 (тесты 1, 13, 14), из 3 – 2, (тесты 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15), из 2 – одна правильно, другая – приблизительно (передача рисунков, тест 2). В заметке должны быть приведены 6 главных мыслей из 20 (тест 3). За три минуты должно быть дано 20 свободных ассоциаций и за 2 минуты – 10 связных (тесты 4 и 5).
Количество выполненных тестов делится на три, и к полученному числу прибавляется 9, так как шкала начинается с десятого года.
Таким образом, тот, кому удалось выполнить все 15 тестов, имеет «умственный возраст», равный 14 годам (9 + 15/3). Если выполняется менее трех тестов, значит, ребенок не достиг еще и 10 лет по шкале «умственного возраста». Он нуждается в дополнительном исследовании на предмет уточнения конкретного числа лет (9, 8 или меньше). Это следует квалифицировать как значительную отсталость
(Можно расчеты вести и по-другому – прибавляя 4 месяца за каждый выполненный тест).
«Умственный возраст» (I) относят к реальному – «метрическому» – возрасту (R). Соотношение I/R (коэффициент одаренности по Штерну) и является показателем общего развития.
Нормой можно считать I/R = 0,94 с отклонением +/- 0,09 (цифры получены в результате 500 ориентировочных опытов, где М = 0,94).
Таким образом, дети, располагающиеся в пределах «0,85 – 0,94 – 1,03» составляют средний уровень. Остальные случаи следует рассматривать как умственную отсталость или, наоборот, «продвинутость».
«Метрический» возраст нужно брать с точностью до одного месяца и подставлять в формулу в качестве неправильной дроби.