УМ И ТЕЛО

У. У. Аткинсон. Ум и тело, или Умственные состояния и физические условия

(Atkinson W. W. Mind and Body, or Mental States and Physical Conditions. Holyoke (MA): The Elizabeth Towne, 1912).

Краткое представление

Одним из самых ярких представителей так называемой новой психологии был в начале прошлого века У. Аткинсон, который настойчиво привлекал внимание к скрытым ресурсам и возможностям человека и пропагандировал умственные методы лечения болезней. Да и само толкование болезни было им пересмотрено. По его мнению, стержнем всех процессов жизнедеятельности, происходящих в организме, является подсознание, а болезнь выступает не столько нарушением их естественного хода, сколько выражением усилий подсознания приспособить организм к неблагоприятным условиям среды, в том числе и внутренней. Поэтому лечение состоит не в том, чтобы каким-то образом физически (лекарствами, процедурами и т. д.) воздействовать на больной орган, а в прямом обращении к подсознанию, с тем чтобы оно энергичнее взялось за дело. Что же касается того, чем обычно занимаются врачи, – это всего лишь помощь, содействие или подсказка подсознанию, которое в принципе само лучше знает, что и как нужно сделать для восстановления организма.

Разумеется, аткинсоновский взгляд – это преувеличение. И многие средства и методы лечения непосредственно воздействуют на нездоровый орган или поврежденные участки тела, реставрируя их функциональные возможности. Однако даже в этом случае роль подсознания является весьма значительной. Оно как минимум ускоряет или замедляет темпы выздоровления, а иногда может и вовсе заблокировать положительную динамику. И в этом смысле позиция Аткинсона – всего лишь абсолютизация реального ключевого фактора человеческого здоровья.

Более того, превращение подсознания в «органический ум» было вызвано не только открытием его грандиозной роли в человеческой жизни. В определенной мере это была реакция на месмеризм, который, наоборот, стремился «материализовать» все формы внушения, представить их как передачу от одного человека к другому неких флюидов, производящих в организме необходимую работу. Отчетливо осознавая, что такое понимание исцеления выглядит не просто упрощением, но и искажением реальности, Аткинсон и его единомышленники впали в другую крайность, решив, что внушение, как и другие способы «дистанционного управления» человеком, не имеют под собой никакой материальной подосновы. Как ни странно, эта точка зрения в том или ином виде пор еще и сегодня доминирует в психологических и медицинских кругах. Но уже все чаще встречаются те, кто замечает ее ограниченность и неспособность объяснить многие явления, стыдливо относимые к «паранауке». Тем не менее, чтобы снова не уйти в крайности, нужно знать «первоисточники», то, откуда пришла господствующая идея, и в чем состоит ее правда.

Полный текст доступен на английском языке.

Одна из глав («The mental basis of cure»), затрагивающая тему «коллективного разума» организма и его отдельных органов, приводится в русском переводе.

Добавить комментарий