ИСПЫТАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

(Левитов Н. Д., 1923 г.)

1. Тест на узнавание. Дается ряд впечатлений (слова, цифры, звуки, прикосновения и т. п.), а затем предъявляется больший ряд впечатлений, в которые входят и первоначальные. Испытуемому предлагается определить впечатления первого ряда во втором. Опыты видоизменяются в зависимости от материала, времени, отводимому на восприятие или между восприятием и узнаванием. Тем самым выявляются узнавание и непосредственное запоминание, характеризующее наблюдательность. А показателем успешности служит число правильно подмеченных элементов за вычетом ошибок.

2. Тест на различение. Последовательно предъявляются два равных ряда впечатлений: фигур, картинок, звуков и т. п., – отличающихся друг от друга в незначительных деталях. Требуется установить различия между рядами. Показателем успешности тут служит процент подмеченных различий в деталях.

3. Тест на реакцию. Даются различные раздражения: зрительные, слуховые, осязательные. Испытуемый должен как можно быстрее отреагировать заданным движением при получении определенного раздражения (простая реакция) или нескольких оговоренных раздражений (реакция различения), или же при уяснении общей картины раздражений (несколько раздражений одновременно и последовательно, в сочетаниях и без них). Учитываются как время реакции, так и допущенные ошибки.

4. Тест на описание.

А) Описание предмета. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть какой-нибудь простой предмет: марку, карандаш и т. п. Затем просят дать такое описание предъявленного предмета, чтобы человек, никогда не видевший его, мог представить себе предмет на основании одного только описания. На эту работу отводится дается 5 – 10 минут – в зависимости от возраста и общей интеллигентности испытуемого. При подведении итого учитывается: число подеченных деталей (в процентах, если абсолютное количество заранее известно, либо в баллах, если оно неизвестно), выбор отмеченного материала (предметы, лица, отношения, качества), типы (субъективный или объективный), подготовленность (знания, интересы и т. д.), способ выражения и другие факторы.

Б) Описание картины. Методика та же, что и в предыдущем случае – с той разницей, что описывается не предмет, а картина.

В) Такое же описание какого-нибудь процесса (физического опыта и т. д.). Недостатками этого метода являются: во-первых, то, что одновременно исследуются восприятие и выражение (номенклатура и стиль), а, во-вторых, невозможность математически точно учесть результаты.

5. Тест на рассматривание картины отличается от теста на описание тем, что показания испытуемого даются уже после того, когда предложенный материал убирается.

Схема работы такова. Экспериментатор готовит картину и часы или секундомер, а испытуемый – карандаш и бумагу. Инструкция такова: «Сейчас Вы увидите картинку, которую Вы должны изучить в течение короткого времени. Потом я уберу ее и задам несколько вопросов о том, что на ней изображено. Вам надлежит дать возможно точные и полные ответы». Картинка демонстрируется в течение 1-1,5 минут. Через 20 секунд после ее удаления экспериментатор просит испытуемого описать увиденное так, чтобы человек, не знакомый с картинкой, мог получить о ней ясное представление.

Рассказ испытуемого записывается им самим или экспериментатором. После этого задаются вопросы, из которых одни касаются деталей изображения: какого цвета галстук на мужчине, сколько изображено фигур, какое настроение у девочки и т. д., – а другие служат для определения степени внушаемости: какие цветы в руках у дамы (цветов на картине нет) и т. п. Ответы фиксируются в точности под соответствующими номерами.

При обработке результатов наиболее важное значение придается объему воспроизведенных частностей (отношению числа сообщенных деталей к их общему количеству); мере осведомленности (отношению числа деталей правильно воспроизведенных деталей к общему количеству сообщенных, числу правильных и неправильных сообщений по разным категориям: лица, предметы, цвета, числа, величины и т. п.); и, наконец, степени уверенности, с которой даются ответы..

6. Тест с картонкой Бинэ.

А) Рассматривание мелких предметов. Предъявляется серая или желтая полоска картона, к которой прикреплены некоторые мелкие предметы, например: фотография, ярлык, пуговка, трамвайный билет или почтовая марка. Инструкция такая же, как и при рассматривании картинок. Таким же образом ставятся вопросы о деталях и для изучения внушаемости.

Б) Рассматривание серий картинок. Испытуемый должен в течение одной-двух минут внимательно рассматривать серию картинок, изображающих действия. Затем дается их описание.

В) Рассматривание картинок с ограниченными инструкциями. Испытуемому предлагается, например, зафиксировать в памяти все оттенки цветов, выражения лиц, инструменты; то, в какой в какой зависимости между собой находятся изображенные предметы и т. д. Эти опыты производятся или с целью выявить наблюдательность в определенной сфере или же по отношению к предметам, которые не фиксируются вниманием. В последнем случае после рассматривания вопросы умышленно задаются не о тех предметах, которые изначально предлагалось наблюдать.

Г) Наблюдение процесса (лучше всего физического опыта). Нужно, чтобы наблюдаемый опыт испытуемому не был заранее известен, но при этом тот не смущался незнанием терминов. Как и при рассматривании картинок, учитываются объем наблюдения, точность, установка и т. д.

Д) Испытание осязательно-двигательной наблюдательности. Можно прибегнуть к такому опыту. Испытуемый с завязанными глазами садится за стол, на котором в определенном порядке разложены разные предметы: куб, чернильница, записная книжка, статуэтка и т. д. Предлагается при помощи осязательно-двигательного чувства ознакомиться с предметами и их расположением. Как и в опытах с картинками, после описания производился опрос об их деталях.

Добавить комментарий