ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. VII. СМЕТЛИВОСТЬ

Методика Г. И. Россолимо

VII. СМЕТЛИВОСТЬ

А26. Тест на сметливость

Для количественного изучения этого процесса рекомендуются десять механических приборов более или менее простой конструкции, пользование которыми не требует ни каких-либо специальных технических знаний, ни в особенности навыков обращения с так называемыми головоломками. На поиск решения может быть предоставлено неограниченное время.

Коллекция охватывает 10 номеров.

  1. Проволочный треножник предлагается установить на столе в стоячем положении.
  2. Палочку a, соединенную с кольцом b, надо высвободить, а затем снова надеть по-прежнему. Неудача хотя бы в одном из двух действий отмечается минусом.
  3. Спираль a, надетая на кольцо палочки b, необходимо высвободить и снова надеть, как была.
  4. Изогнутую проволоку b, просунутую сквозь ушко проволоки a, надо освободить, чего можно достичь, лишь проведя ее через всю серию изгибов проволоки b до другого ее тонкого конца, потому что первый конец, возле которого насажена проволока a, имеет утолщение, не пропускающее кольцеобразный конец проволоки а. Испытуемый должен сообразить это, высвобождая палочку. Опыт заканчивается восстановлением первоначального положения прибора.
  5. 2 полукольца а и а1 с кольцеобразными концами и прямая проволока b; необходимо собрать обе половины в одно кольцо при помощи b, что достигается приставлением одного полукольца к другому, так чтобы с обеих сторон кольцевые окончания сблизились. И тогда проволока b, пропущенная через обе пары отверстий, свяжет части в одно кольцо.
  6. Подвижная система перекрестных шарниров. Предлагается вопрос: что произойдет с одной парой концов (а и а1); разойдутся ли они или сойдутся, если другие два (b и b1) сблизятся. При этом прибор только показывается, но не дается в руки.
  7. Испытуемому предлагается зазвонить в звонок, прикрепленный к доске. Причем это нужно сделать, используя пружинную упругость стержня молоточка а. Если он поступит иначе, например, просто притолкнет молоточек к звонку b, это будет оценено как неудачное решение.
  8. Замок с составной скважиной для ключа из нижней неподвижной части а и верхней, вращающейся половины b. Прежде чем предложить испытуемому отпереть замок, надо часть b несколько повернуть вокруг своей оси.
  9. Спираль а, смыкающаяся двумя концами, с двигающимся по ней колечком с рукояткой b, устроена так, что b может быть проведено через все ее обороты только в одну сторону до соединительной части с, дальше которой оно встречает непроходимое препятствие d. Подают испытуемому прибор с положением, указанным на рисунке, и предлагают кольцо b провести через всю спираль до части с. Задача очень трудна, так как стержень части b, благодаря своей длине, не может делать по ходу спирали полные обороты. Он будет каждый раз упираться в с. Выполнить задачу можно при осторожном вращении стержня вокруг его оси. Тогда колечко этой части постепенно передвигается по оборотам спирали.
  10. Тройной шарнир смешанного типа: со средним – перекрестным – шарниром и двумя односторонними шарнирами  по  концам. Спрашивают у испытуемого, предъявив ему прибор, что произойдет с концами а и а1, если сдвинуть концы b и b1. Для ответа времени предоставляется сколько угодно. Только не позволяют брать прибор в руки, и сам исследователь не должен приводить его в движение.

Назад

Добавить комментарий