РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ (Упражнения)

– Ну, – сказал мальчик, размахивая старой газетой, – смотри на них, сколько хочешь, незнакомец. Считай, а  если  нужно, так и пощупай. С меня хватит и одного взгляда, – он гордо повернулся спиной.

– Но в чем состоит игра?

– Когда ты пересчитаешь их, пощупаешь и убедишься в том, что запомнил все, я накрою их этой бумагой, а ты должен будешь описать их Ларгану-сахибу. Свое описание я сделаю письменно.

– О-а! – В груди Кима пробудился инстинкт  соревнования. Он нагнулся над подносом. На нем было только пятнадцать камней.

– Это легко, – промолвил он через минуту.

Мальчик закрыл бумагой мерцающие драгоценные камни и начал что-то царапать в туземной счетной книге.

– Под бумагой пять синих камней… один большой, один поменьше и три маленьких, -торопливо говорил Ким. – Четыре зеленых камня, один с дырочкой; один желтый камень, прозрачный, и один похожий на трубочный чубук. Два  красных камня и… и… я насчитал  пятнадцать, но два позабыл. Нет! Подождите. Один  был из слоновой кости, маленький и коричневатый; и… и… Сейчас…

– Раз… Два… – Ларган-сахиб сосчитал до десяти. Ким покачал головой.

– Слушай теперь, что я разглядел! – воскликнул мальчик, трясясь от смеха. – Во-первых,  там два сапфира с изъяном, один в две рати и один в четыре, насколько я могу судить. Сапфир в две рати обколот с краю. Одна туркестанская бирюза, простая, с черными жилками, и две с надписями: на одной – имя бога золотом, а другая треснула поперек, потому что она вынута из старого перстня, и надпись на ней я прочесть не могу. Значит, всего у нас пять синих камней. Четыре поврежденных изумруда, причем один просверлен в двух местах, а один слегка покрыт резьбой…

– Их вес? – бесстрастно спросил Ларган-сахиб.

– Три, пять, пять и четыре рати, насколько  я могу судить. Кусок старого зеленоватого  янтаря для трубок и граненый топаз из Европы. Бирманский рубин в две рати без порока и бледный рубин с пороком в две рати. Кусок слоновой  кости, выточенный в виде крысы,  сосущей яйцо, китайской работы и, наконец … а-ха! хрустальный шарик величиной с боб, прикрепленный к золотому листику.

Он кончил и захлопал в ладоши.

– Он – твой учитель, – промолвил Ларган-сахиб с улыбкой.

– Ха! Он знал, как называются камни, – сказал Ким, краснея. – Попробуем снова! На обыкновенных вещах, которые мы оба знаем.

Они опять завалили поднос всякой всячиной, собранной в лавке и даже в кухне, и мальчик всякий раз выигрывал, к немалому удивлению Кима.

– Завяжи мне глаза… дай мне только разок пощупать вещи пальцами, и даже в этом случае я обыграю тебя, хотя глаза твои будут открыты, – вызывал его мальчик на бой.

Мальчик оказался прав, и Ким в досаде топнул ногой.

– Будь это люди… или лошади… – промолвил он, – я мог бы себя показать. Но эта возня со щипчиками, ножами и ножницами слишком ничтожна.

– Сначала выучись, потом  учи, – сказал  Ларган-сахиб. – Ну что, учитель он твой или нет?

– Да. Но как этого добиться?

– Надо много раз проделывать эту  работу, пока не научишься выполнять ее превосходно… ибо этому стоит научиться.

Р. Киплинг. Ким.

Вряд ли стоит особо распространяться о том, насколько важна наблюдательность в жизни человека. И не только разведчика, ученого-энтомолога, изучающего бабочек, или агронома, который по каким-то деталям должен определить, пришла ли пора сеять, но и для рядового обывателя, ничем существенным не отличающегося от своего соседа. Каждый по многу раз на дню разговаривает с друзьями и знакомыми и при этом старается по мимолетным признакам угадать настроение или намерения собеседника. Люди присматриваются к растениям и животным, чтобы в их поведении углядеть «подсказки» о том, каких изменений в погоде или природных катаклизмов следует ожидать. А иногда одного короткого взгляда достаточно, чтобы понять, что вокруг происходят коренные изменения, хотя явных признаков этого нельзя обнаружить. Любое большое проявляется в малом. Но, чтобы приметить малое, нужно быть наблюдательным.

Это качество необходимо практически всем: и руководителям, и техническим специалистам, и тем, кто занимается художественным творчеством. Но, разумеется, не в одинаковой степени. Одни без нее не могут ступить и шагу, тогда как другие пользуются ею лишь в отдельных случаях. Отсюда – соблазн заключить: пусть человек выберет себе профессию, а затем развивает в себе наблюдательность ровно настолько, насколько она востребована в его деятельности. Однако загвоздка в том, что эта способность формируется в раннем детстве, и, если пропустить момент, позже (в подростковом возрасте) восполнить пробел окажется гораздо сложнее, а для взрослого человека овладение ею может стать и вовсе неразрешимой задачей.

Конечно, любой ребенок так или иначе стихийно приобретает навыки наблюдательности. Жизнь сама ставит его в условия, когда приходится приглядываться к окружению и делать для себя какие-то «зарубки». Но такой «самоучка» будет отличаться от того, кому сознательно и направленно прививали это качество, примерно так же, как уличный кулачный боец от боксера-профессионала. Возможно, один из ста «дилетантов», особо одаренный от природы, и сравняется с теми, кто систематически тренировался, но в массе своей дети, не прошедшие «школу» наблюдательности, безусловно, уступят в этом компоненте своим сверстникам, а когда вырастут, с большей вероятностью проиграют конкуренцию и в профессии. Вот почему столь важно прививать наблюдательность детям, что называется, с младых ногтей.

Что же такое наблюдательность?

Это умение не просто заметить и запомнить неброскую подробность, незначительную мелочь, спрятавшуюся где-то в «складках» реальности, но и – что еще важнее – соотнести и связать ее с картиной того целого, которое представляет особый интерес для наблюдающего. Вот почему наблюдательность зависит не столько разрешающей способности глаза или другого органа чувств, сколько от широты взгляда и цепкости ума. Иначе говоря, наблюдательность определяется, прежде всего, способностью к восприятию, а она коренится в мозгу (См.: Петросян А. Э. Восприятие как творчество).

Человек с поврежденной зрительной корой мало что видит, даже если его глаз идеально функционирует как оптический инструмент, а сетчаточный образ по нервным путям передается к ней безо всяких потерь. Но даже если все элементы органов чувств и мозга работают нормально, это не гарантирует высокой наблюдательности. Можно смотреть в упор на какой-то предмет и при этом мало что видеть в нем или не замечать чего-то существенного, поскольку на нем не сосредоточено внимание. Если он не оказывается фокусом интереса, то многие его проявления проходят мимо сознания.

Из внешнего мира в мозг поступают разрозненные впечатления, и задача сознания заключается в том, чтобы, сложив их в единый, хотя и мозаичный, образ, узнать в них предмет. А для этого нужно обладать по крайней представлениями, под которые можно подогнать полученные впечатления. Африканский ребенок, не имеющий понятия о перспективе, наблюдая за большими кораблями в порту из окна верхнего этажа высотного здания, сокрушается: как же эти лодчонки не боятся выходить в океан? – их же сметет при первом же шторме! Вся картина наблюдаемого в голове человека делится как бы на три составляющие: сам предмет, к которому «приписываются» части и свойства; обстановка, куда он «вписан», – своего рода фон, на котором выделяется предмет; и отношения между предметом и окружающей его средой. Если человек плохо тренирован, узнавание происходит с запозданием, а сама картина выглядит размытой и фрагментарной. Если же он достаточно подготовлен, то она, наоборот, складывается быстро и отличается точностью и полнотой.

Отсюда можно заключить, что хорошая наблюдательность подразумевает наличие по крайней мере следующих условий:

1) интактных органов чувств, нервных путей и соответствующих зон коры головного мозга;

2) достаточного богатства адекватных представлений о мире;

3) любознательности и стремления узнать как можно больше об окружающей действительности, то есть необходимой мотивации, позволяющей направить усилия на выполняемую задачу.

Однако эти факторы служат скорее предпосылками наблюдательности. Поэтому будем исходить из того, что они находятся на должном уровне. Что же касается самой наблюдательности, то она непосредственно обусловливается:

1) запоминанием информации, поступающей от органов чувств (прежде всего, конечно, зрительной, но также слуховой, тактильной и т. д.);

5) внимательностью и сосредоточением на том, что соответствует интересу или выполняемой задаче, и способностью фокусироваться на главном и отделять его от малозначимого и второстепенного;

6) умением быстро и точно сопоставлять получаемые впечатления и сигналы с собственными представлениями о мире.

Именно на формирование и развитие этих качеств и нацелены предлагаемые упражнения.

В принципе в них нет ничего принципиально нового. Они были известны и применялись еще в позапрошлом веке (см., напр.: Aiken C. Exercises in Mind-training: In Quickness of Perception, Concentrated Attention, and Memory. N. Y.; L.: Harper, 1899). Однако, несмотря на огромный технологический скачок, произошедший с тех пор в средствах наблюдения, природа наблюдательности вряд ли изменилась. А потому эти упражнения нисколько не устарели и сегодня работают не хуже, чем сто лет назад. Мало того, в силу своей простоты и незатейливости, на фоне технически изощренных устройств и приспособлений они выглядят даже более привлекательными.

Главное – суметь заинтересовать детей и увлечь их заданиями. Там, где возможно, следует давать их в игровой форме. Школьная учительница К. Эйкен, которая много лет разрабатывала и испытывала методы тренировки детского ума, заметила, что «успех в обучении зависит от способности учителя овладеть вниманием своих учеников и удержать его» (Aiken C. Methods of Mind-training: Concentrated Attention and Memory. N. Y.: Harper, 1895. P. 61). Если этого не будет, эффекта ждать не стоит. Ребенок воспримет усилия обучающего как назойливое приставание или – в лучшем случае – попытку отвлечь его от более важных для него дел. Нужно не столько убеждать его в полезности того или иного занятия, сколько «разжигать» любопытство, «заставлять» самого захотеть это сделать.

Упражнение 1. Нарисуйте на бумаге или на детском планшете небольшие кружки (примерно так, как на рис. 1). Дайте ребенку посмотреть на них в течение 5 секунд. Переверните картинку и попросите ребенка сосчитать по памяти, сколько там кружочков. Затем дайте ему листок бумаги и попросите нарисовать их с расположением как можно ближе к исходному.

Рис. 1

Упражнение 2. Покажите ребенку картинку с кружочками и квадратиками, как на рис. 2. После 5-секундного рассматривания ребенок должен сказать, сколько там фигур каждого вида. Можно также попросить его воспроизвести рисунок.

Рис. 2

Упражнение 3. Усложните задачу. К кружочкам добавьте квадратики, причем разной величины и наклона и по-разному «стыкуемые» друг с другом (рис. 3). По мере того, как ребенок начинает справляться с заданием, повышайте его сложность и трудность. Например, добавьте треугольники, прямоугольники, многоугольники и т. д. (рис. 4).

Рис. 3
Рис. 4

Упражнение 4. Попросите детей встать у стола (на расстоянии примерно полметра) и отвернуться. Наберите полную горсть спичек или зубочисток и разложите их на столе с краю. Как только закончите, скажите: «Готово!» Дети по очереди поворачиваются к столу, считают спички (палочки) и подбегают к Вам, чтобы шепнуть на ухо результат (так, чтобы другие не расслышали). При желании можно оценивать детей не только по правильности, но и по скорости счета. Побеждает тот, кто подсчитал точнее и быстрее. Если дети легко справляются с заданием, его нужно усложнить. Для этого достаточно не просто располагать спички (палочки) в ряд, но выкладывать их фигурно – с косыми линиями, беспорядочными группками, «приставными» элементами и т. д. (рис. 5).

Рис. 5

Упражнение 5. Игру с подсчетом спичек (зубочисток) можно скрестить с предыдущими упражнениями. Ребенок смотрит на выложенный фигурный ряд в течение пяти секунд и отворачивается. Затем его просят сосчитать количество элементов в нем по памяти.

Упражнение 6. В качестве материала можно использовать любую картинку или предмет обстановки. Пусть ребенок, взглянув на них, закроет глаза и скажет, например, сколько там квадратиков, полосок или треугольников; сколько книжек на полке, сколько секций в батарее отопления и т. д. Самое главное – не дать достаточного времени для того, чтобы он сосчитал их заранее. Ухватывается картинка, и по ней уже производится мысленный подсчет.

Упражнение 7. Покажите ребенку необычную вазу, причудливый кувшин или же фигурную бутылку. Впрочем, вместо реальных предметов можно использовать их рисунки. Дайте ему хорошенько присмотреться к ним. Затем уберите предмет (рисунок) и попросите ребенка подробно описать, а еще лучше – нарисовать увиденное, так как в последнем случае тренируются не только восприятие, но и мышечные движения и воля.

Упражнение 8. Предложите ребенку внимательно осмотреть фасад здания, декор какого-нибудь окна или дизайн капители и основания колонны (подколонника). Через пару минут попросите его, отвернувшись от предмета, подробно описать или же нарисовать увиденное.

Упражнение 9. Можно расширить круг изучаемых предметов. Девочкам лучше предложить рассмотреть и точно обрисовать одежду, домашнюю утварь, занавеси и портьеры, обращая при этом особое внимание на цветовую гамму. Что же касается мальчиков, вероятно, для них предпочтительнее разного рода технические устройства – например, корабли, автомобили, подъемные краны и т. д.

Упражнение 10. Приготовьте 8 карточек размером примерно с игральную карту. Они должны быть разных цветов, причем желательно контрастных (например, черного, синего, коричневого, красного, желтого, фиолетового, оранжевого, белого). Пронумеруйте карточки с обратной стороны в любом порядке. Попросите ребенка отвернуться и выложите карточки на столе в два ряда, записав где-нибудь их последовательность (по номерам). Затем предложите ему посмотреть внимательно на карточки в течение 20 секунд, после чего, смешав их, попросите восстановить первоначальный порядок (разложить, как было). Если результаты заметно улучшатся, чтобы усложнить задачу, можно сократить время экспозиции (рассматривания) до 15 или даже 10 секунд. Соревнование, устроенное между несколькими детьми, способно повысить их интерес к выполнению задания. Чем больше карточек на своем «правильном» месте, тем лучше результат. Соответственно чем лучше результат, тем выше место, занятое «конкурсантом».

Упражнение 11. Возьмите 8 карточек, как в предыдущей игре, только вместо цветов нанесите на них простые рисунки предметов, хорошо знакомых детям (например, чайник, ножницы, ящик, книжка, шапка и т. д.). Разложите их точно так же в два ряда и попросите ребенка восстановить исходный порядок. Если видите, что результаты явно улучшаются, усложните задание путем добавления еще 4 карточек и расположения их в 3 ряда.

Упражнение 12. Пройдите с ребенком один квартал по незнакомой улице, а затем попросите его подробно описать увиденное. Запишите то, что он сумел вспомнить. После этого вернитесь с ним туда и вместе сопоставьте список с реальностью.

Упражнение 13. Разложите на столе десяток предметов. Пусть ребенок внимательно рассмотрит их в течение примерно полуминуты и выйдет из комнаты. Переставьте местами два предмета и попросите его вернуться и определить, что изменилось на столе. Можно постепенно усложнять задание, увеличивая количество предметов, поменявших свое место. Но при этом нужно предупреждать ребенка, сколько предметов затронуто изменениями. При этом необязательно каждый раз возвращать предметы в исходное положение. Это тоже придаст дополнительную трудность задаче. Если в распоряжении имеется несколько детей, между ними можно устроить соревнование на лучшего «детектива».

Упражнение 14. После принятия пищи (например, завтрака) предложите ребенку внимательно осмотреть стол и все, что на нем есть. Затем попросите его закрыть глаза и описать эти предметы и их местоположение. Если результат хороший, усложните задание. Пусть попробует запомнить эту картину в течение 15 секунд, после чего закроет глаза. В это время уберите со стола какой-нибудь предмет и спрячьте его. Велите ребенку открыть глаза и сказать, чего не хватает на столе. При желании процедуру (с возвращением ранее спрятанного предмета) можно повторить несколько раз.

Упражнение 15. В комнате находятся несколько детей, которые, осматривая ее, запоминают, какие в ней имеются вещи, и как они расположены. Затем все, кроме одного, покидают комнату, а оставшийся меняет место любого из предметов (ничего оттуда не изымается). После этого детей зовут обратно. Первый, кто догадается, какой из предметов был перемещен, признается победителем. В следующем раунде именно он остается в комнате и перемещает один из предметов. Старшим в этой игре лучше оставаться в сторонке и выступать лишь в роли арбитра, если между детьми возникает спор. Для придания игре большей соревновательности можно ограничить время, отводимое на выявление переставленных предметов. Неплохо было бы вести турнирную таблицу, в которой фиксировалось бы положение участников (с начислением одного очка за победу в раунде).

Упражнение 16. Разделите листок бумаги на 4, 9 или 16 квадратов (рис. 6). Нарисуйте в каждой ячейке какую-нибудь простую фигуру (вроде кружка, квадратика и т. д.), числа, буквы или что-то иное (главное, чтобы это было знакомым участникам и не слишком сложным для их восприятия). Предложите ребенку внимательно изучить Вашу «конструкцию» (в с увеличение количества «клеток» в зависимости от возраста). Затем, отвернувшись, он должен сказать, что находится в каждой из ячеек. Старшим детям можно предложить также нарисовать по памяти, что они запомнили.

Рис. 6

Упражнение 17. Возьмите ребенка на прогулку, но с самого начала предупредите его, что он должен хорошенько запомнить маршрут, так как на следующий день уже он поведет Вас туда. Пусть откладывает в памяти все места, которые Вы посетите. Примерно через час после того, как вернетесь домой, предложите ему воспроизвести в уме прогулку и мысленно прочертить завтрашний путь. Такое повторение очень полезно для закрепления образов в памяти, а кроме того, способствует выработке привычки к манипулированию предметами в воображении. Не говоря уже о том, что тем самым складывается и некоторый опыт планирования.

Упражнение 18. Возьмите ребенка на прогулку, но составьте обратный маршрут так, чтобы по два раза пройти по одним и тем же местам. Сообразит ли ребенок, что где-то уже побывал чуть раньше? Если да, обсудите с ним, по каким признакам он понял это. Чтобы усложнить задачу, можно попытаться запутать его указанием на мнимые различия.

Упражнение 19. В течение нескольких дней ходите с ребенком в одно и то же место, но разными путями. Когда посчитаете, что пришло время испытания, перед тем, как возвращаться домой, скажите ему, что сегодня проводником будет он. Возможно, ему это понравится, и он захочет проявить самостоятельность. По дороге иногда спрашивайте, куда направляетесь, а завернув за угол, интересуйтесь, в какую сторону двигаться дальше. Так не просто узнаете, контролирует ли ребенок маршрут, но и поможете ему держать перед глазами «карту» движения.

Упражнение 20. Нарисуйте на листке бумаги или наберите на детском планшете ряд чисел и букв (рис. 7). Пусть ребенок изучит его в течение 5 секунд. Затем переверните листок или планшет и попросите ребенка воспроизвести этот ряд. Начните с коротких вертикалей из 6 букв или цифр. Затем удлините их до 10 или 12. Потом выстройте знаки в две колонки (рис. 8). Впоследствии можно применять более длинные или даже смешанные колонки (рис. 9). Кроме того, знаки можно располагать и в несколько горизонтальных рядов, при этом сочетая буквы и цифры и даже выстраивая их так, чтобы при определенном прочтении получались осмысленные слова и числа. Главное – продвигаться от простого к сложному медленно и постепенно, чтобы ребенок успевал закрепиться на предыдущем уровне перед тем, как подняться на следующую ступень.

Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10

Упражнение 21. В течение 5 секунд ребенок рассматривает колонку цифр. Затем листок или планшет переворачивают и просят его произвести мысленные операции с этими числами. Например, предлагают ему сложить первые два числа, вычесть из суммы третье, умножить результат на четвертое и к произведению добавить пятое. Итог сравнивается с правильным, и если оказывается, что допущена ошибка, обсуждается, с чем она связана – с самими операциями или исходными числами. Постепенно можно усложнять задание путем увеличения количества чисел, задействованных в операциях.


Упражнение 22.
Материалом служит двойная колонка цифр. Ребенку предлагается сложить первые числа каждой колонки, вычесть второе число первой колонки из второго второй, разделить третье число первой колонки надвое, затем сложить все полученные результаты и добавить к ним третье число второй колонки. Вначале можно позволять ребенку записывать результат каждого этапа своих подсчетов, чтобы не путаться. Но по мере того, как он прогрессирует, нужно требовать, чтобы все операции проделывались в уме. Понятно, что имеет значение и возраст ребенка. Чем он старше, тем более трудным должно быть задание.

Можно придумать и множество других заданий, способствующих развитию наблюдательности ребенка. Но, если он будет хорошо справляться хотя бы с этими, уже можно сказать, что его наблюдательность выше, чем у подавляющего большинства сверстников. Дальше ему придется идти без посторонней помощи. Ибо там речь пойдет не об умениях и навыках, а об искусстве, которому невозможно научить. Им человек овладевает сам.

Добавить комментарий