ТЕСТЫ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ БРАЙАНА САЙМОНА (1958)

  1. Противоположности

а) Испытуемый должен подчеркнуть слово в скобках, которое составляет по смыслу противоположность исходному.

Горячее – (мокрое, прохладное,  зимнее,  холодное).

Подарок – (кража, расход, сверток, жестокость, враг).

Знаменитый – (бедный, неудачный, древний, несчастный, нетерпеливый, забывчивый, знающий, озабоченный, странный).

б) Испытуемый подчеркивает два слова, которые обозначают одно и то же или почти то же самое, а также – дополнительно – третье  слово, противоположное двум предыдущим.

Попытка, дерзость, робость, ясность, бесстыдство, смелость.

  1. Аналогии

Выделяется нужное слово из ряда представленных в скобках.

Одеваться относится к одежде так же, как кушать – к … (шляпа, стол, пища, тарелка, вилка).

Приятный вкус ощущается во рту так  же, как цвет в … (ухо, щетка, краска, нос, глаз).

Огонь имеет такое же отношение к теплу, как лампа к … (пламя, свечка. видеть, свет, сажа, темный).

«А» так же относится к «Я», как рождение – к … (женитьба, колыбель, мать, смерть, день рождения, «Б»).

  1. Синонимы

Требуется отметить нужное слово из тех, что даны в скобках.

Громадный означает то же самое. что и … (жирный, высокий, храбрый, большой, тяжелый).

Убивать означает то  же самое, что и … (убийство, стрельба, разрушать, умерщвлять, хоронить).

  1. Классификация.

(а) Даются пять слов, из которых следует выбрать одно, наиболее непохожее на остальные по значению.

Красный, зеленый, голубой, мокрый, желтый.

И, но, если, сейчас, хотя.

(б) Выделяется слово из числа заключенных в скобки, которое похоже на три написанных большими буквами, но отличается от всех остальных.

ХЛЕБ, ФРУКТЫ, МЯСО (пекарь, кушать, мясник, пудинг, получка, прелестный).

УВЕЛИЧИВАТЬСЯ, РАСТЯГИВАТЬСЯ, РАСШИРЯТЬСЯ (сжиматься, эластичный, намереваться, усиливаться, расти, скручивать).

  1. Смешанные предложения

Необходимо оценить, правильно ли составлена фраза. Если ситуация неоднозначна, выбирается ответ «Неясно».

У роз приятный запах.

Правильно

Неправильно

Неизвестно.

Неясно.

  1. Тест на отношение

Подчеркивается правильный ответ.

6.1. Петя выше Димы, Эдик ниже Пети. Кто выше всех:

1) Петя

2) Эдик

3) Дима

4) Затрудняюсь ответить.

6.2. 5 девочек – Аня, Таня, Валя, Галя и Фекла – уселись рядом на лавке; Аня – слева от Вали, Фекла – справа, а Таня – между Галей и Феклой. Кто расположился на правом краю?

  1. Вопросы по алфавиту

Предъявляется печатный алфавит, в связи с которым задаются вопросы.

1) Какая буква находится между Ж и О?

2) Если переставить местами первую и вторую буквы алфавита, а также третью и четвертую, пятую и шестую. Какая буква тогда окажется 17-й по счету?

3) Название одного дня недели начинается с буквы, третьей после Т. Требуется назвать вторую букву этого слова.

Некоторые тесты состоят из словесных задач такого же рода; другие включают вопросы, связанные с цифрами. Испытуемому можно предложить, например, закончить ряд цифр 1, 3, 6, 10… Какая  цифра должна быть следующей?

Иногда в тесты включаются невербальные задачи. Например, у испытуемого спрашивают: «Какую фигуру вы выберете, чтобы найти систему отношений?»

После выполнения тестов результаты их оцениваются стандартизированным путем. Тесты составляются так, чтобы все ответы могли быть либо правильными, либо неправильными. Поэтому подсчет фактически сводится к простому сложению количества правильных ответов. Тем самым определяется коэффициент умственного развития ребенка (IQ).

Например, средняя сумма баллов для детей в возрасте 11 лет и 6 месяцев должна приближаться к 120.

Коэффициент умственного  развития, который, по существу, выражает соотношение между умственным и физическим возрастом ребенка, вычисляется в соответствии с формулой: Умственный возраст * 100 / «Физический» возраст. Скажем, если одному ребенку 10 лет и 6 месяцев, а второму 14 лет, и у них обоих сумма баллов по стандартизированным тестам равна 120, то умственный возраст каждого из них будет равен 11,5 годам. При этом коэффициент умственного развития первого составит (11,5 * 100) / 10,5, то есть 109,5, тогда как второго – (11,5 * 100) / 14, или 82,1.

Добавить комментарий