ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. I. ВНИМАНИЕ

(Методика Г. И. Россолимо)

I. ВНИМАНИЕ

 А1. Тест на устойчивость внимания

Для изучения устойчивости внимания, которая здесь рассматривается в отношении утомляемости и отвлекаемости, используется простейший произвольный двигательный акт, доступный всякому, кто владеет только более или менее свободно одной рукой (независимо от уровня интеллигентности и развития). Это последовательное втыкание иглы в ряд готовых отверстий в листе картона. Прибор состоит из 10 пластинок нетолстого прочного картона (18 х 22 см). Каждый лист имеет определенное неодинаковое число сквозных, круглых отверстий 3 мм в диаметре, расположенных в серии из 10 картонок в порядке возрастающей (для беспрерывного прокалывания) трудности. Причем одно из отверстий каждой замкнутой фигуры отмечено звездочкой, обозначающей место начала прокалывания по данной фигуре: кругу, четырехугольнику или звезде.

Исследователю число отверстий известно. На оборотной стороне каждого листа отверстия произвольно и без всякого порядка отмечены или колечком, или черточкой, или же  крестом – для того, чтобы при выявлении степени «устойчивости внимания с выбором» испытуемый прокалывал лишь отверстия с кружком и с черточкой, но пропускал те, что отмечены крестом. Фиксированно также число отверстий, подлежащих прокалыванию.

Однако для применения этого метода необходимо еще иметь в своем распоряжении лист более толстого картона того же размера, на обороте которого наклеен слой сукна с приклеенным по одной из длинных сторон четырехугольника (такого же точно размера) из материи темного цвета. Кроме того, должно быть заготовлено большое количество  листков-«четвертушек» (того же размера) какой-нибудь нетолстой бумаги равномерной плотности. Наконец, для прокалывания пользуются толстой швейной иглой, насаженной на деревянную рукоятку.

Изучение простой устойчивости внимания производится так. На войлок вспомогательного картона кладется лист бумаги, который закрывается шерстяной занавеской, а поверх нее помещаются картонки с отверстиями – последовательно все, одна за другой, начиная с самой легкой (№ 1).

Испытуемому вручают иглу и предлагают вкалывать ее подряд во все отверстия без пропусков, указывая при этом ему начало, конец и направления работы. В результате подложенный листок бумаги должен оказаться проколотым в том же порядке, как и направляющий картон.

При проверке точности выполнения работы можно сосчитать число проколов или же взять в руки картон, подложить под него проколотый листок бумаги и, взглянув  на свет, определить пропуски. Кроме того, исследующий, следя за ходом работы, в целях экономии времени может прекратить опыт, если заметит во время работы допущенный  пропуск. Знаком + (плюс) оценивается работа по каждому из десяти номеров, произведенная без пропусков и повторных проколов по одному и тому же отверстию. В противном случае результат отмечается знаком – (минус).

А2. Тест на отвлекаемость внимания

Оценка отвлекаемости внимания, осуществляемая с той же коллекцией из 10 картонок, отличается от предыдущего исследования лишь тем, что ход работы с каждым отдельным картоном умышленно нарушается по одному и тому же плану. Для этого можно прибегнуть, например, к таким способам:

  1. Сказать испытуемому: ты (вы) прокалывай(те), а я буду считать, сколько раз вколота игла.
  2. Рассматривать открытки так, чтобы они были видны испытуемому, и тот мог заинтересоваться их содержанием.
  3. Чинить карандаш долго, с шумом, уткнув кончик его в стол.
  4. Писать что-нибудь для себя на бумаге, положив ее на стол – на виду испытуемого.
  5. Читать что-нибудь вслух, предупредив испытуемого, что заботитесь о том, чтобы ему не было скучно.
  6. Сообщить испытуемому, что, пока он будет колоть картон, вы займетесь его портретом. Причем рисовать надо не просто на виду у него, а в смешном виде.
  7. Если в комнате есть телефон, то сделать вид, что говорите с кем-нибудь. Если такового нет, то открыть дверь и сказать в пространство, что, если будут спрашивать, пусть  подождут до конца занятий или придут в другой раз.
  8. Порывисто отодвинуть стул, встать и начать ходить по комнате, рассматривая находящиеся там предметы.
  9. Неожиданно стукнуть по столу или уронить на пол с грохотом какой-нибудь предмет.
  10. Вдруг взглянуть на часы и с испугом сказать, что уже очень поздно.

При прокалывании каждого картона одно следует использовать только одно отвлечение. Пускать в ход каждый из приемов отвлечения следует не с самого начала прокалывания картона, а во второй половине работы.

 А3. Тест на изучение объема внимания

Это испытание,  сводящееся  также  к  десяти экспериментам, имеет в виду способность распространения  внимания  одновременно на несколько процессов. Речь идет об одновременном восприятии определенного числа зрительных впечатлений, восприятии ряда точек в одно время со звуковыми впечатлениями, различной или противоположной работе обеих рук в одно и то же время,  зрительно-двигательном процессе при вычислениях в уме и т. д.

Вот задания, предлагаемые испытуемому (каждый тест начинается на новом листе):
1. Писать одновременно: левый столбец – синим карандашом, а правый – красным в таком порядке:
№ 1-й – левой, № 1-й – правой, № 2-й – левой, N 2-й – правой и т. д.
2. Сосчитать точки, расставленные на обороте листка (пока испытуемый считает расставленные кое-как 9 точек, он должен стукнуть рукой под столом 3 раза и по окончании счета  спросить, что произошло во время счета).
3. Предлагается  описать центральную фигуру, а по окончании    испытуемого спрашивают, не было ли еще чего на  странице? Должен  быть замечен и кружок с крестом.

4. Срисовать в порядке номеров то, что в левом столбце – в прямом направлении, а то, что в правом, – в обратном, то есть справа налево, сохраняя вид строки.

5. Оборотная сторона листа окаймлена пунктирной линией, а в середине страницы нарисовано в беспорядке 5 домиков и 4 дерева. Предлагается испытуемому сосчитать те и другие, а затем спрашивают у него: «На обыкновенной ли странице  было  это  нарисовано или на особенной?».
6. Просят испытуемого назвать дни недели в обратном порядке (в случае невозможности в прямом), причем, когда произносятся «среда» и «пятница», он должен закрывать глаза.
7. Испытуемому нужно срисовать все черточки, причем правая рука будет проводить горизонтальные линии синим карандашом, а левая -вертикальные красным.
8. Испытуемому предлагается левой рукой ударить по краю стола 5 раз и при каждом ударе начинать стучать правой рукой: 1 раз, 2 раза, 3 раза, 4 раза, 5 раз, так чтобы каждый первый удар правой рукой совпадал с ударом левой руки.
9. При срисовывании каждой из фигур требуется называть дни недели в обратном порядке; если при проверке до опыта испытуемый не обнаружил такой способности, то он может ограничиться их прямой последовательностью.
10. Считать вслух: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. При произнесении «1» постучать пальцем  по  столу 7 раз, при «2» – 6 раз, при произнесении «3» – 5 раз и так до конца.

 

Добавить комментарий