(Методика Г. И. Россолимо)
II. ВОЛЯ
Выявление волевых особенностей сводится к обнаружению у данной личности потенциала сопротивления, которое в одном случае выражается в сдерживании автоматизмов, а в другом – внушаемости.
А4. Сопротивление автоматизму
Испытание состоит из десяти приемов, изложенных на 10 отдельных листах особой книжки, причем за непроявленный автоматизм каждый опыт отмечается знаком +, и наоборот.
- Демонстрируются линейки Бинэ в числе десяти постепенно увеличивающихся палочек, а затем пяти равных по длине последней, наибольшей из первой «десятки».Показывание на 2 – 3 секунды производится равномерно и без перерыва, каждый раз начиная уже со второй линейки при вопросе: «Эта больше прежней или меньше?» – до конца всей экспозиции. Линейки скрыты от испытуемого, и каждая из них после демонстрирования тотчас же снова прячется. При этом опыте автоматизм выражается в повторении слова «больше», когда речь идет даже о 12-ой и последующих линейках.
- Испытуемому предлагается ударять, одновременно с исследователем пальцем по краю стола. После 4 – 5 ударов необходимо остановиться. Автоматизм выражается в продолжении субъектом стучания не менее двух лишних раз.
- Испытуемый должен выполнить приказание: «Повторяйте за мной то же и так же, как я буду говорить». При этом нужно громко произносить стихи, ряд имен и т. д., а затем резко перейти к шепоту. Если испытуемый продолжает говорить громко, это признак влияния автоматизма.
- Испытуемого просят повторить счет и начинают громко перечислять: «71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 91, 92, 93» и т. д. Автоматизм проявляется в продолжении счета после 80 – 81, 82 и т. д.
- Испытуемому говорят: «Будем стучать вместе до 10» – и начинают стучать пальцем по краю стола больше десяти раз. Если тот не остановился на 10, это значит, что верх взял автоматизм.
- Испытуемого заставляют повторять «бэ», «тэ», «бэ», «тэ», «бэ», «тэ». После троекратного произнесения останавливаются. Если субъект продолжает называть эти слоги больше одного лишнего раза, это отмечается знаком минус (-).
- Дается запомнить в течение 3 – 5 секунд все линейные фигуры, изображенные на первой странице рисунка, а затем предлагается показать их среди большого числа им подобных, начерченных на обороте рисунка. При этом автоматизм может сказаться в указании пальцем без перерыва целого ряда фигур без выбора.
- Предложить испытуемому считать вместе вслух: «Раз, два, три, четыре». При автоматизме он, несмотря на то, что исследующий останавливается на 4. продолжает счет. Если дело, не ограничившись 5, дошло до 6, 7 и т. д., это тоже можно признать проявлением автоматизма.
- От испытуемого требуется назвать вместе с исследователем дни недели: «Понедельник, вторник, среда». Тут последовательность прекращается. Если субъект перечисляет дальше, это свидетельствует об автоматизме.
- Автоматизм можно продемонстрировать, предложив испытуемому дать рассмотреть правую ладонь и на это время повелев ему закрыть глаза. Если через четверть или полминуты оставить правую ладонь и взять левую, то при наличии автоматизма глаза останутся закрытыми.
А5. Сопротивление внушаемости
Исследование внушаемости (или сопротивления ей) должно производиться с особым подъемом, с долей увлечения, более или менее подходящего к индивидуальности испытуемого и особенно необходимого там, где нужно вызвать у него эмоции. При этом доказанная внушаемость каждый раз отмечается знаком минус (-).
- С лукавым видом, желая особенно заинтересовать испытуемого и внушить эмоцию, обещают ему показать такую вещь, увидев которую, он будет не в состоянии удержаться от смеха. Выждав момент, демонстрируют скрытый дотоле пустяшный предмет – карандаш, палец, пуговицу или что-нибудь еще в том же роде.
- Для внушения ощущения тепла заставляют субъекта закрыть глаза, берут его ладонь и кладут ее на тыльную сторону своей левой кисти и спрашивают: «Тепла ли она?». Через 2 – 3 секунды после утвердительного ответа исследователь обещает сделать так, чтобы его рука стала еще теплее. Для виду на несколько секунд отнимает руку и снова кладет с вопросом: «Стала ли моя рука теплее?». При этом глаза испытуемого продолжают оставаться закрытыми.
- Предлагается рассмотреть нарисованные рядом 3 картины. На первой из них изображена девочка с миской в руках и несколько штрихов у ее ног на земле. На второй – обрубок дерева с намеченной тенью его на земле и тремя мышами: двумя – на бревне и одной – у бревна на земле. Наконец, на третьей изображен пустой графин и рядом с ним – стакан, до половины налитый водой.
После 3 – 5 секунд обзора отнимают тетрадь и говорят испытуемому: «Нарисована девочка, кормящая птиц; где эти птицы: летают или сидят на земле?» Получив ответ, спрашивают дальше: «Видны ли мыши на бревне?» Если ответ утвердительный, задается следующий вопрос: «А кошка была с правой стороны или с левой?» Затем, по поводу 3-й картинки, убедившись, что испытуемый помнит графин и стакан, спрашивают: «Налита ли вода в графин доверху или до половины?»
-
Несообразность внушается вопросом: «Когда дети ходят кверху головой?» Внушаемость сказывается в поиске несообразного ответа.
- Взяв у испытуемого кисть руки тыльной стороной кверху, просят его закрыть глаза и предупреждают, что прикоснутся к руке концом то одного, то двух пальцев. После этого приставляют к тылу кисти испытуемого конец одного пальца и спрашивают: «Сколько пальцев – один или два?» После получения ответа снова прикасаются одним пальцем, несколько отступив от первоначального места: «А теперь?» Внушаемый человек скажет на этот раз обязательно: «Двумя».
- Число внушается предложением сосчитать, сколько будет в ряду перечисления мужских имен: «Иван, Николай, Кондратий, Егор, Елена, Алексей, Сергей, Василий, Григорий, Константин». При каждом из десяти имен загибают перед глазами испытуемого по очереди все 10 пальцев. Внушаемый субъект, видя 10 пальцев, скажет, что было произнесено не 9, а 10 мужских имен.
- Внушенное представление о величине создается предъявлением рисунка, изображающего отца, одетого в длинный сюртук с низкой шляпой и в очках и держащего за руку одинакового с ним роста мальчика в детском платье (матроске). После вопросов о том, видел ли испытуемый изображение отца и сына, и как были одеты тот и другой, задается главный вопрос: «Кто из них выше?» В неудачном ответе указывается на более высокий рост отца.
-
Для внушения цвета показывают в продолжении 3 – 5 секунд нарисованный букет из одной красной розы и желтой ромашки, причем стебли выкрашены в зеленый цвет, но листья не раскрашены. Спрятав картинку, спрашивают: «Какие были цветы, и какого цвета?» После ответа задают последний вопрос: «А какого цвета были листья?» Ответ: «Зеленого» – надо считать внушенным.
- В каждую руку испытуемого дается по деревянному цилиндру темного цвета длиной в 20 см и диаметром 5 см. Причем вес цилиндров совершенно одинаковый, несмотря на то, что в оба конца одного из них демонстративно ввинчено по три винта с крупными шляпками.
Испытуемого спрашивают, который из цилиндров тяжелее. Внушаемость доказывается признанием более тяжелым того, который снабжен винтами.
- Испытуемому говорят: «Смотрите мне в глаза. Я не успею досчитать до десяти, как вы начнете моргать. Удержаться от этого вам никак не удастся». При этом необходимо самому моргать, показывая различными движениями и интонацией, что не моргать, действительно, трудно.