ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. II. ВОЛЯ

(Методика Г. И. Россолимо)

II. ВОЛЯ

Выявление волевых особенностей сводится к обнаружению у данной личности  потенциала сопротивления, которое в одном случае выражается в сдерживании автоматизмов, а в другом – внушаемости.

А4. Сопротивление автоматизму

Испытание состоит из десяти приемов, изложенных на 10 отдельных листах особой книжки, причем за непроявленный автоматизм каждый опыт отмечается знаком +, и наоборот.

  1. Демонстрируются линейки Бинэ в числе десяти постепенно увеличивающихся палочек, а затем пяти равных по длине последней, наибольшей из первой «десятки».Показывание на 2 – 3 секунды производится равномерно и без перерыва, каждый раз начиная уже со второй линейки при вопросе: «Эта больше прежней или меньше?» – до конца всей экспозиции. Линейки скрыты от испытуемого, и каждая из них после демонстрирования тотчас же снова прячется. При этом опыте автоматизм выражается в повторении слова «больше», когда речь идет даже о 12-ой и последующих линейках.
  2. Испытуемому предлагается ударять, одновременно с исследователем пальцем по краю стола. После 4 – 5 ударов необходимо остановиться. Автоматизм выражается в продолжении субъектом стучания не менее двух лишних раз.
  3. Испытуемый должен выполнить приказание: «Повторяйте за мной то же и так же, как я буду говорить». При этом нужно громко произносить стихи, ряд имен и т. д., а затем резко перейти к шепоту. Если испытуемый продолжает говорить громко, это признак влияния автоматизма.
  4. Испытуемого просят повторить счет и начинают громко перечислять: «71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 91, 92, 93» и т. д. Автоматизм проявляется в продолжении счета после 80 – 81, 82 и т. д.
  5. Испытуемому говорят: «Будем стучать вместе до 10» – и начинают стучать пальцем по краю стола больше десяти раз. Если тот не остановился на 10, это значит, что верх взял автоматизм.
  6. Испытуемого заставляют повторять «бэ», «тэ», «бэ», «тэ», «бэ», «тэ». После троекратного произнесения останавливаются. Если субъект продолжает называть эти слоги больше одного лишнего раза, это отмечается знаком минус (-).
  7. Дается запомнить в течение 3 – 5 секунд все линейные фигуры, изображенные на первой странице рисунка, а затем предлагается показать их среди большого числа им подобных, начерченных на обороте рисунка. При этом автоматизм может сказаться в указании пальцем без перерыва целого ряда фигур без выбора.

  1. Предложить испытуемому считать вместе вслух: «Раз, два, три, четыре». При автоматизме он, несмотря на то, что исследующий останавливается на 4. продолжает счет. Если дело, не ограничившись 5, дошло до 6, 7 и т. д., это тоже можно признать проявлением автоматизма.
  2. От испытуемого требуется назвать вместе с исследователем дни недели: «Понедельник, вторник, среда». Тут последовательность прекращается. Если субъект перечисляет дальше, это свидетельствует об автоматизме.
  3. Автоматизм можно продемонстрировать, предложив испытуемому дать рассмотреть правую ладонь и на это время повелев ему закрыть глаза. Если через четверть или полминуты оставить правую ладонь и взять левую, то при наличии автоматизма глаза останутся закрытыми.

А5. Сопротивление внушаемости 

Исследование внушаемости (или сопротивления ей) должно производиться с особым  подъемом, с долей увлечения, более или менее подходящего к индивидуальности испытуемого и особенно необходимого там, где нужно вызвать у него эмоции. При этом доказанная внушаемость каждый раз отмечается знаком минус (-).

  1. С лукавым видом, желая особенно заинтересовать испытуемого и внушить эмоцию, обещают ему показать такую вещь, увидев которую, он будет не в состоянии удержаться от смеха. Выждав момент, демонстрируют скрытый дотоле пустяшный предмет – карандаш, палец, пуговицу или что-нибудь еще в том же роде.
  2. Для внушения ощущения тепла заставляют субъекта закрыть глаза, берут его ладонь и кладут ее на тыльную сторону своей левой кисти и спрашивают: «Тепла ли она?». Через 2 – 3 секунды после утвердительного ответа исследователь обещает сделать так, чтобы его рука стала еще теплее. Для виду на несколько секунд отнимает руку и снова кладет с вопросом: «Стала ли моя рука теплее?». При этом глаза испытуемого продолжают оставаться закрытыми.
  3. Предлагается рассмотреть нарисованные рядом 3 картины. На первой из них изображена девочка с миской в руках и несколько штрихов у ее ног на земле. На второй – обрубок дерева с намеченной тенью его на земле и тремя мышами: двумя – на бревне и одной –  у бревна  на земле. Наконец, на третьей изображен пустой графин и рядом с ним –  стакан, до половины налитый водой.

После 3 – 5 секунд обзора отнимают тетрадь и говорят испытуемому: «Нарисована девочка, кормящая птиц; где эти птицы: летают или сидят на земле?» Получив ответ, спрашивают дальше: «Видны ли мыши на бревне?» Если ответ утвердительный, задается следующий вопрос: «А кошка была с правой стороны или с левой?» Затем, по поводу 3-й картинки, убедившись, что испытуемый помнит графин и стакан, спрашивают: «Налита ли вода в графин доверху или до половины?»

Внушаемость по отношению хотя бы к одному из этих трех рисунков дает основание поставить минус (-). Это означает внушаемость по отношению к содержанию.
  1. Несообразность внушается вопросом: «Когда дети ходят кверху головой?» Внушаемость сказывается в поиске несообразного ответа.
  2. Взяв у испытуемого кисть руки тыльной стороной кверху, просят его закрыть глаза и предупреждают, что прикоснутся к руке концом то одного, то двух пальцев.  После этого приставляют к тылу кисти испытуемого конец одного пальца и спрашивают: «Сколько пальцев – один или два?» После получения ответа снова прикасаются одним пальцем, несколько отступив от первоначального места: «А теперь?» Внушаемый человек скажет на этот раз обязательно: «Двумя».
  3. Число внушается предложением сосчитать, сколько будет в ряду перечисления мужских имен: «Иван, Николай, Кондратий, Егор, Елена, Алексей, Сергей, Василий, Григорий, Константин». При каждом из десяти имен загибают перед глазами испытуемого по очереди все 10 пальцев. Внушаемый субъект, видя 10 пальцев, скажет, что было произнесено не 9, а 10 мужских имен.
  4. Внушенное представление о величине создается предъявлением рисунка, изображающего отца, одетого в длинный сюртук с низкой шляпой и в очках и держащего за руку одинакового с ним роста мальчика в детском платье (матроске). После вопросов о том, видел ли испытуемый изображение отца и сына, и как были одеты тот и другой, задается главный вопрос: «Кто из них выше?» В неудачном ответе указывается на более высокий рост отца.
  5. Для внушения цвета показывают в продолжении 3 – 5 секунд нарисованный букет из одной красной розы и желтой ромашки, причем стебли выкрашены в зеленый цвет, но листья не раскрашены. Спрятав картинку, спрашивают: «Какие были цветы, и какого цвета?» После ответа задают последний вопрос: «А какого цвета были листья?» Ответ: «Зеленого» – надо считать внушенным.
  6. В каждую руку испытуемого дается по деревянному цилиндру темного цвета длиной в 20 см и диаметром 5 см. Причем вес цилиндров совершенно одинаковый, несмотря на то, что в оба конца одного из них демонстративно ввинчено по три винта с крупными шляпками.

Испытуемого спрашивают, который из цилиндров тяжелее. Внушаемость доказывается признанием более тяжелым того, который снабжен винтами.

  1. Испытуемому говорят: «Смотрите мне в глаза. Я не успею досчитать до десяти, как вы начнете моргать. Удержаться от этого вам никак не удастся». При этом необходимо самому моргать, показывая различными движениями и интонацией, что не моргать, действительно, трудно.

Назад

Добавить комментарий