ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. V. ОСМЫСЛЕНИЕ

Методика Г. И. Россолимо

V. ОСМЫСЛЕНИЕ

Изучение осмысления состоит из двух рядов по 10 тестов, причем как в первой серии простого осмысления, так и во второй – комбинированного – перемешаны сюжеты правильного содержания с наглядными несообразностями.

Картины – как отдельные, так и составляющие рассказ – показываются так, чтобы было очевидно, что испытуемый видит ясно все их важные части. Спрашивать можно и о незамеченных деталях, безусловно избегая подсказывания нужного ответа.

Е21. Простое осмысление
  1. Неправильно нарисованы уши.
  2. Отец, мать и дочь или просто мужчина, женщина и девочка.
  3. Мальчик не может везти столько тяжелых мужчин.
  4. Мальчик упал, споткнувшись о камень.
  5. Мальчик просит у матери денег на покупку фруктов.
  6. Мальчик надевает коньки, чтобы кататься летом по воде, где плавают лодка и утки.
  7. Сильный ветер гнет деревья, срывает шапку с головы, а дым поднимается прямо вверх, чего не может быть.
  8. Невозможно, чтобы маленькая гиря перетягивала большую.
  9. Дама плачет,  так  как почтальон ей принес письмо с неприятным известием.
  10. А. Злой мужик бьет маленького мальчика.
    Б. Мальчик тащит у господина из кармана.
    В. Дама проходит мимо нищего калеки и не подает  ему милостыни.
    Все трое злые, дурные, нехорошие, непорядочные люди.

Е22. Комбинированное осмысление

Если испытуемый не передает сразу смысла всей серии картин, необходимо убедиться в том, что он понимает содержание каждой из них в отдельности.
  1. «Глупость; бессмыслица; ничего не означает; так быть не может».
  2. Мальчик ходил в дождь по лужам и простудился; он слег в постель, и мать дает ему лекарство.
  3. Несообразность заключается в том, что: а) мать остается молодой в то время, как сын стал стариком; и б)  сын  всю жизнь до старости ходил учиться в начальную школу.
  4.  Барыня дает кухарке денег; кухарка идет на рынок и, купив провизию, возвращается домой.
  5.  Несообразность в том, что господин не одевается, чтобы выйти погулять, а наоборот, раздевается.
  6. Проказник в красной рубашке подговорил простака в голубой помочь ему перелезть через забор, чтобы достать яблок; тот ему помог, но сам стал лакомиться яблоками, а товарищ остался ни с чем.
  7. У телеги сломалась ось; мужик пошел в соседнюю деревню за помощью, откуда привел другого с топором и всем необходимым для починки. Ось починили, мужик поехал дальше и дал денег тому, кто ему помог.
  8. Несообразность в том, что: а) няня, вместо того, чтобы спасти от наезжающего экипажа старшего ребенка, игравшего с песком на дороге, оставила там, где был старший, и младшего; и б) она со старшим ребенком и матерью детей спокойно уходит в то время, как экипаж переезжает маленького.
  9. Барский мальчик по неосторожности поджег избу крестьянина; когда за помощью явились погорельцы, он сам попросил у своего отца денег для оказания им помощи.
  10. Наглядная несообразность: чем выше поднимается солнце, тем тень короче, а не длиннее.

Назад

Добавить комментарий