ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. IV. ЗАПОМИНАНИЕ (ПРОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ)

Методика Г. И. Россолимо

IV. ЗАПОМИНАНИЕ (ПРОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ)

Тест  подразделяется на три группы, направленные на изучение:
1) специально зрительных образов;
2) элементов речи;
3) чисел.

В состав каждой группы входят разнообразные приемы, дающие возможность по желанию сгруппировать результаты в отношении способа восприятия – зрительного или слухового либо простоты или сложности воспринятого. Полученные результаты можно использовать для выявления процента забываемости, вычисляя его из отношения разницы между количествами сохраненных следов при вторичной  репродукции и при первичной, то есть отношения количества забытого за время, истекшее от первой до второй репродукции, ко всему, зафиксированному при первом воспроизведении.

Запоминание специально зрительных образов сводится к четырем сериям опытов по 10 восприятий в каждом.

А10. Запоминание линейных фигур

На одной из сторон каждого из 10 листов изображено по как можно более бессодержательной и ничего не напоминающей черной линейной  фигуре. Кроме того, используются 25 подобных фигур, в том числе повторяющих 10 предыдущих, которые наклеены на отдельные карточки с номерами на обратной стороне.

Перед началом опыта испытуемому объясняется его задача, причем говорится лишь о предъявлении 10 фигур. Это делается на случай значительного автоматизма – чтобы поиск конкретного числа фигур в какой-то мере сдержал автоматизм.

После того, как испытуемый воспринял все 10 фигур, потратив по 2 – 3 секунды на каждую, ему предлагают отвернуться и в это время раскладывают на столе лицевой стороной кверху все 25 карточек. Затем ему велят выбрать из общего числа 10 ранее показанных фигур. Причем вслух произносится число отобранных им карточек, указывается, сколько еще осталось, усиленно возбуждая в нем интерес к работе во избежание автоматизма.

А11. Запоминание цветных фигур без содержания с узнаванием

10 различных небольших, ничего не напоминающих чертежей, однообразно раскрашенных, помещаются на 10  листах, а на других 10 листах располагаются по одной те же самые фигуры, разбросанные в беспорядке вместе с другими 15-ю. Техника работы та же, что и в предыдущем опыте.

А12. Запоминание картин с узнаванием

На листы наклеиваются картинки малой (из 10) и большой (из 25) фотографических серий с мало кому знакомыми пейзажами и жанровыми сценами, снятыми в разных странах. Техника выполнения теста тут повторяется.

Е13. Запоминание предметов

Испытуемому предъявляются хранимые в особой коробке 10 предметов:
1) книжка;
2) картинка;
3) медное колечко;
4) катушка с нитками;
5) карандашик;
6) медная монета;
7) рюмка;
8) деревянная ложка;
9) небольшая  деревянная чашка;
10) коробочка.

Серия демонстрируется трижды, причем каждый раз задается один и тот же вопрос: «Видите?» Ответ должен ограничиваться утвердительным кивком головы.

Запоминание элементов речи

В этих опытах цель состоит в регистрации устойчивости восприятия как на короткий срок, необходимый лишь для процесса восприятия десяти объектов и равный  примерно одной минуте, так и на срок в 1,25 часа. Не говоря уже о возможности, не меняя технику по существу, использовать метод и для всестороннего изучения прочности запоминания посредством репродукции с гораздо большей отсрочкой.

Е14. Запоминание слогов (с репродукцией)

Испытуемый прочитывает вслух 3 раза:
1) гем;
2) нор;
3) кат;
4) лин;
5) ам;
6) ша;
7) ко;
8) бли;
9) яз;
10) ир.

Е15. Запоминание слов (с репродукцией)

Экспериментатор прочитывает вслух 3 раза:
1) смотреть;
2) милая;
3) зеленый;
4) курить;
5) собака;
6) теплый;
7) считать;
8) воз;
9) опасный;
10) скоро.

Е16. Запоминание слов по слогам

Исследуемому объясняют, что трижды будут читаться слог и содержащее его слово, после чего на каждый слог ему необходимо ответить соответствующим словом:
1) рок – широкий;
2) ле – колеса;
3) ре – дерево;
4)  ач – калач;
5) род – город;
6) ку – кушать;
7) тел – улетел;
8) кру – крутая;
9) га – телега;
10) крас – прекрасный.

Е17. Запоминание предложений (с репродукцией)

Вслух  прочитывают 3 раза:
1) Телега едет;
2) Стол накрыт;
3) Когда я знал;
4) Спешите домой;
5) Мальчик вырос;
6) Вода замерзает от холода;
7) Котенок  играет;
8)  Пора ужинать;
9) Учитель женат;
10) Куда идешь?

Запоминание чисел

Для изучения прочности восприятия чисел с возможностью дать ей количественное определение рекомендуется не выходить за пределы двузначных чисел, предлагая,  однако, на каждый из приемов по десяти восприятий.

Е18. Слуховое запоминание чисел

Используется набор чисел, который прочитывается экспериментатором три раза. Испытуемый сообщает, что воспринято.

Текст: 25, 17, 30, 14, 8, 3, 1, 23, 12, 27.

Е19. Запоминание чисел по образам

Дается воспринять трижды, спокойно сосчитывая число изображений, серию из 10 страниц, содержащих по известному числу одинаковых и в одну линию нарисованных  предметов – без сохранения постепенного возрастания числа. По окончании демонстрации испытуемый должен сам перечислить, сколько было таких предметов, сколько других и т. д.

Таблицы с рисунками содержат:
10 ягод смородины;
1 дом;
5  человеческих  лиц;
3 яблока;
6 глаз;
2 фуражки;
9 ключей;
4 груши;
7 окон;
8 птиц.

Е20. Запоминание чисел по значкам

Метод аналогичен предыдущему – с той лишь разницей, что вместо изображений  знакомых предметов тут представлены условные значки, которые предлагается воспринять только один раз, с тем, чтобы  впоследствии называть число каждого из значков, показываемых экспериментатором. Для этого на последней странице тетради все значки в единичном экземпляре собраны вместе.

Таблицы со значками содержат:
6 кружков с крестом внутри;
1 треугольник;
10 горизонтальных черточек;
3 точки;
8 квадратов;
7 вертикальных черточек;
2 крестика;
4 кружка;
5 звездочек;
9 запятых.

Добавить комментарий