ЧТЕНИЕ ЛИЦ: С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Рис. 1
Рис. 2

Практически каждому человеку приходится в жизни изучать лица, пытаясь найти в них признаки тех или иных черт характера. Естественно, не всегда это происходит осознанно. По большей части занимаются этим между делом, в ходе решения повседневных задач. Тем не менее, к зрелому возрасту накапливается уже довольно значительный опыт чтения лиц.
Это касается не только людей, доверяющих физиогномике, или тем более тех, кто считает ее устоявшейся наукой. Даже убежденные противники физиогномики, не видящие в ней ни грана здравого смысла, а потому не собирающиеся воспользоваться ею в каких бы то ни было практических целях, постоянно стараются увидеть какие-то проявления мыслей и чувств на лицах тех, с кем сталкиваются. Однако подавляющее большинство действует по наитию, опираясь в основном на свои природные способности. Лишь немногие следуют определенным правилам или, если говорить более наукообразно, применяют некий работающий метод. Неудивительно, что мало кто из них добивается значительного прогресса в своих результатах, а многие и вовсе грешат ошибочными и зачастую совершенно несуразными суждениями.
Как помочь таким людям, не имеющим пока особого опыта и навыков чтения лиц? Если они, действительно, хотят разобраться в физиогномике, а не продолжать беспорядочно блуждать в ее дебрях, можно воспользоваться предлагаемыми рекомендациями.
Любой физиогномический анализ начинается с общей оценки внешности человека, и прежде всего головы (включая лицо) и ее конфигурацию при виде спереди и сбоку. Это не только с самого начала проясняет многое, но – что еще важнее – служит руководящей нитью для последующего выстраивания личностного портрета.

Рис. 3
Рис. 4

Допустим, перед нами – почти круглое лицо в анфас (рис. 1), и профиль также выражает тенденцию к округлости (рис. 2). Чаще всего это означает, что и вся остальная фигура обладает теми же свойствами. Как туловище, так и конечности будут полными и округлыми, а тело в целом скорее широким и плотным, чем длинным и худым.
Отсюда сразу же можно заключить, что речь идет о преобладании живого темперамента. И это обстоятельство может послужить ключом к дальнейшему анализу. Такой человек весьма энергичен. У него хорошее пищеварение. Он любит бывать на свежем воздухе, не чурается упражнений, тянется к хорошей жизни и физическим удовольствиям. Однако у него нет склонности к тяжелому или длительному труду.
Если говорить о психических особенностях, то стоит упомянуть горячность, импульсивность, энтузиазм, а также разносторонность и непостоянство. Такому человеку присуще скорее прилежание, нежели упорство и настойчивость. Он стремится больше к яркости и блеску, а не глубине или проникновению в суть. У него может быть вспыльчивый и даже неистовый характер, но его нетрудно угомонить. И в основном он пребывает в веселом, дружелюбном и доброжелательном настроении.
Теперь взглянем на человека с рис. 3. Его профиль изобилует ярко выраженными угловатыми линиями (рис. 4), в отличие от плавных кривых, господствующих у предыдущего лица. А фигура скорее всего будет высокой и цепляющей глаз, тоже с явной тенденцией к угловатости. Это деятельный человек, и можно предположить в нем большую силу и выносливость, с энергией, работоспособностью и четко сформированным характером, в котором практичность, стремление к власти, стабильность, настойчивость и прямота являются определяющими чертами. Тут могут обнаружиться, хотя и далеко не всегда, весьма нежелательная жесткость и даже грубость, но обычно они сопровождаются твердостью и постоянством, которые служат опорой в бизнесе, дружбе и даже любви. Но, поскольку такая форма лица и фигуры более свойственны мужчинам, нежели женщинам, соответствующие характеристики следует «уточнять» применительно к полу и возрасту.

Рис. 5
Рис. 6

Еще один тип лица представлен на рис. 5. Его можно назвать грушевидным. Профиль такого человека менее округл, чем у того, кто запечатлен на рис. 2, и более утончен, чем у всех остальных (рис. 6). Поскольку именно расширение верхней части лица, включая лоб, придает ему грушевидность при взгляде спереди, с ним можно связать интеллектуальные наклонности. Фигура вероятнее всего будет худой и утонченной, а не элегантной или захватывающей внимание. Такому человеку свойственны полнокровная умственная жизнь, проворное воображение, возвышенные чувства, изысканность, тонкий вкус и литературный или художественный талант.
Идентификация человеческого лица как принадлежащего к одному из этих трех типов или какой-то их модификации или комбинации, которые вместе охватывают все многообразие, наблюдаемое в нормальном человеческом развитии, выступает в качестве исходного пункта физиогномического портрета. Разумеется, чтобы получить более полную картину характера, нужно вникнуть в детали и особенности, обнаруживаемые в различных формациях лица – скажем, свойства глаз, носа, рта, подбородка, ушей, шеи, волос, бороды и даже комплекции. Однако это уже выходит за рамки первичного знакомства с физиогномическими премудростями.
Чтобы закрепить усвоенное, напоследок разберем несколько примеров.

Рис. 7

Для начала обратимся к портрету знаменитого французского писателя Александра Дюма (рис. 7). Отнесение его к тому или иному типу по идее не должно вызывать больших затруднений. Все признаки живого характера легко заметить даже невооруженным глазом. Полная грудь и дородная фигура вполне согласуются с пухлыми щеками, выступающим двойным подбородком и массивной короткой шеей. Тут нет недостатка в жизненной силе. Человек привязан к хорошим вещам и благоприятным условиям жизни и находит удовольствие даже в самом своем существовании – во всех проявлениях телесного бытия. Ему нравится жизнь, и недаром его девиз гласит: «Давайте жить, пока живется». Он, горяч, импульсивен, страстен, одарен богатым воображением, разносторонен, легок в обращении с языком и пропитан добродушным юмором.
Однако нельзя не заметить и некоторого расширения в районе лба, несвойственного круглолицему человеку. Поэтому ум у него более развит, чем у обычного обладателя живого темперамента, и к тому же проявляет как чисто интеллектуальные, так и практические склонности. Это фактически идеальное сочетание для писателя, сочиняющего чувственные романы. Он может без конца придумывать истории, не истощая своей изобретательности и фантазии.

Рис. 8

Разительно контрастирует с Дюма молодой английский поэт Swinburne (рис. 8), чьи мягкие черты и грушевидное лицо ясно свидетельствуют об его тонкой душевной организации. У него преобладают интеллектуальные склонности. Тут мы сталкиваемся с воображением, вкусом, утонченностью, деликатностью, тягой к прекрасному, духовностью. Однако бросается в глаза также недостаток жизненных сил, необходимой для покорения больших творческих высот, и налицо риск, что организм может не выдержать умственного напряжения, а значит, его энергия довольно скоро будет растрачена.
Плотное продолговатое лицо одного не очень известного государственного деятеля (рис. 9) весьма отличается от двух предыдущих. Оно свидетельствует о кипучем складе характера. Это волевой человек, со своими собственными ориентирами, который осуществляет взятый на вооружение план твердой рукой и столь энергично и настойчиво, что ему трудно что-либо противопоставить. Интеллект, культура и вкус не являются для него чем-то чужеродным, но они подчинены доминантным качествам, способствующим практической хватке и стремлению занять должность или получить власть. Перед нами – трудяга и человек действия, а не мыслитель.

Рис. 9

Эти рекомендации предназначены тем, кто делает первые шаги в физиогномике. Их, конечно же, слишком мало, для овладения искусством чтения лиц. Однако, усвоив азы, можно, во-первых, проверить, насколько оно нравится и дается вам, а во-вторых, набрать исходный опыт, который затем будет обогащен и развит посредством дальнейшего изучения предмета и более широкой практики.

Добавить комментарий