Под редакцией А. Э. Петросяна
Всем известно, как важно правильно подобрать и расставить работников по местам. И не только в смысле соответствия профессиональных качеств выполняемым функциям. Личные качества работника также должны сопрягаться с характером труда. В противном случае результаты работы окажутся весьма далеки от ожидаемых.
Например, если творческой личности поручить монотонные однообразные функции, вряд ли стоит рассчитывать на высокую самоотдачу с ее стороны. Кроме того, она довольно быстро устанет от своих функций и станет проявлять к делу меньше внимания. Тем самым, даже в совершенстве владея техникой совершаемых операций, такой человек будет справляться с монотонной работой хуже, чем гораздо менее квалифицированный работник, который более устойчив и терпим к однообразию. Вот почему необходимо с самого начала выявлять внутренние склонности работника и с их учетом производить кадровые назначения.
Но как быть, когда людей много, а решения надо принимать в сжатые сроки. Тут некогда присматриваться к кандидатам и испытывать их на рабочем месте. В этом случае на помощь приходят специальные тесты, способные в первом приближении ответить на вопросы, интересующие кадровиков и руководителей. Один из них – перед вами.
Аннотация
Предназначен для оценки специфического качества человека, выражающего:
- низкую чувствительность к однообразию;
- склонность к однотипной деятельности;
- преобладание позитивных эмоциональных состояний; сохранение личностного смысла при длительном выполнении однообразной работы.
В качестве двух противоположных (крайних) типов выделяются монотонофилы, то есть лица, воспринимающие однообразную деятельность как предпочтительную и не желающие ее изменения, и монотонофобы, которые такую деятельность не приемлют.
Инструкция
При выполнении теста испытуемый должен выразить свое отношение к утверждениям, приведенным в задании, с помощью простых ответов «да» или «нет».
Задание
- Обычно я без особого усилия могу подолгу выполнять одни и те же операции.
- У меня довольно часто при однообразной работе возникает чувство бесцельности, бесполезности ее выполнения.
- Когда я занимаюсь однотипной деятельностью, у меня, как правило, бывает ровное, хорошее настроение.
- Время от времени я испытываю потребность в перемене трудовых заданий или операций.
- Мне никогда не бывает скучно.
- При выполнении однотипных заданий я почти всегда поддерживаю высокий темп работы.
- Я нередко останавливаюсь на полпути к успеху лишь потому, что не выношу однообразия.
- В ходе любой однообразной работы я почти всегда пытаюсь найти более эффективные способы или приемы изготовления деталей.
- При выборе заданий я предпочитаю скорее малознакомую, чем хорошо известную мне работу.
- Перед началом однообразной работы у меня почти всегда бывает унылое настроение.
- В ходе однообразной работы у меня быстро возникает желание прекратить ее и заняться другим делом.
- Отсутствие новизны и разнообразия в той или иной деятельности довольно быстро убивает во мне желание заниматься ею.
- У меня иногда появляется желание уйти с неинтересного фильма.
- Я почти никогда не нервничаю оттого, что долго занимаюсь однотипной деятельностью.
- Нередко я ищу повод, чтобы уклониться от длительной однообразной работы.
- В момент выбора заданий я чаще отдаю предпочтение мало-, нежели многооперационной деятельности.
- Я легко раздражаюсь и даже злюсь, когда вынужден долго заниматься однообразной работой.
- Для меня неприятна частая смена выполняемых заданий и операций.
- Привычка к однотипной, хорошо освоенной деятельности обычно удерживает меня от поиска более разнообразной работы.
- Мне нравится стоять за чем-то в очереди.
- В ходе выполнения монотонных действий у меня довольно быстро снижается точность работы.
- После продолжительной однообразной работы у меня долго не проходит состояние подавленности, безразличия.
- Почти всякий переход к новым условиям работы или жизни мне кажется очень трудным.
- Однообразная работа мне нравится больше из-за постоянства ее заданий и требований к ней.
- В ходе однотипной работы у меня часто появляется желание сделать паузу и расслабиться.
- Я не всегда бываю доволен своей работой.
- Пожалуй, я предпочитаю выполнять скорее хорошо усвоенные задания, чем те, которые включают в себя элементы поиска и новизны.
- Однообразная работа мне так надоедает, что я довольно часто чувствую себя «сытым» ею «по горло».
- Мне не нравится работа, которая требует частой перестройки заданий и навыков.
- В детстве у меня бывали случаи, когда я капризничал.
- В ходе однотипной работы я так увлекаюсь, что не замечаю ее однообразия.
- В процессе выполнения однотипных заданий у меня почти всегда бывает скучное, унылое настроение.
- Однотипная работа привлекает меня тем, что позволяет показать многие мои достоинства.
- Я никогда и никуда не опаздываю.
- Я очень быстро теряю интерес к тем занятиям, которые требуют выполнения однотипных заданий.
- Привычная однотипная деятельность мне нравится больше, чем бесконечное разнообразие в труде.
- Я никогда не нарушаю своих обещаний.
- Однообразие труда снижает мою активность, инициативность.
- Я замечаю, что выполнение однообразных действий почти всегда вызывает у меня чувство протеста, недовольства.
- В привычной, однотипной работе я почти все время стремлюсь превзойти свой рекордный результат.
«Ключ»
Обработка результатов теста производится по 8 шкалам:
I
- чувствительность к фактору монотонности, то есть усилия, необходимые для выполнения однотипной деятельности;
- степень переносимости; эмоциональная реакция на однообразие;
- скорость утраты интереса к однотипным заданиям.
II
деятельностное целеполагание, то есть доминирование стремления к высокой результативности труда, уход от однообразия в работе, компенсация неблагоприятного воздействия монотонности творческой включенностью или полное отсутствие позитивных целей.
III
деятельностное предпочтение, то есть дихотомии «привычность – новизна», «мало- и многооперационность», «репродуктивность – творчество».
IV
эмоциональное состояние.
V
потребность в разнообразии.
VI
личностная мотивация.
VII
стремление к эффективности.
VIII
искренность.
Эти шкалы отражают профессиональные качества личности, необходимые для успешного выполнения монотонной работы.
По I шкале по 1 баллу приносят положительные ответы на вопросы 1, 14, 31 и отрицательные ответы на вопросы 7, 35, 39; по II – 8, 40 (+) и 2, 15 (-); по III – 16, 36 (+) и 9, 27 (-); по IV -19, 24, 33 (+) и 12 (-); по V – 18, 23, 29 (+) и 4, 11 (-); по VI – 3 (+) и 10, 17, 22, 28, 32 (-); по VII – 6 (+) и 21, 25, 38 (-); по VIII – 13, 26, 30, 37 (+) и 5, 20, 34 (-). При этом VIII шкала определяет степень надежности опроса. Если сумма очков превышает 5, то его следует признать недействительным.
Интерпретация
Если сумма баллов подсчитывается по всем 7 шкалам, то низкая монотоноустойчивость соответствует интервалу от 1 до 9. 10 – 15 баллов свидетельствуют об уровне монотоноустойчивости ниже среднего. При 15 – 16 набранных баллах его монотоноустойчивость следует признать средней. 18 – 23 балла характеризуют ее как превышающую средний уровень. И, наконец, 23 балла и более – показатель высокой монотоноустойчивости личности.
Однако степень монотоноустойчивости можно определять и по отдельным шкалам. При этом низкая монотоноустойчивость выражается 1 – 2 баллами по I, V и VI и 1 – по II, III, IV и VII; средняя – 3 – 4 баллами по I, V и VI, и 2 – 3 – по II, III, IV и VII; наконец, высокая – 5 баллами по I, V и VI и 4 – по II, III, IV и VII.
Низкий уровень монотоноустойчивости означает:
- повышенную чувствительность к фактору монотонности;
- доминирование мотива нереализованности личностного потенциала;
- отсутствие личностного смысла при монотонном труде;
- предпочтение малознакомой, творческой работы;
- низкий показатель эффективности при однообразной работе;
- перепады в темпе и качестве труда.
Средний уровень монотоноустойчивости предвещает:
- нейтральную чувствительность;
- большую склонность к привычному, малоэлементному, репродуктивному труду;
- привыкание к однотипной работе;
- оминирование нейтральных и положительных эмоциональных состояний при монотонном труде;
- недостаточную стабильность в результатах труда.
Высокий уровень монотоноустойчивости предполагает:
- низкую чувствительность к монотонному труду;
- доминирование привычки;
- отсутствие творческого потенциала;
- большую эффективность труда при однообразной работе;
- стабильность в качестве труда и показателях деятельности.