ТЕСТ НА МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Под редакцией А. Э. Петросяна

Всем известно, как важно правильно подобрать и расставить работников по местам. И не только в смысле соответствия профессиональных качеств выполняемым функциям. Личные качества работника также должны сопрягаться с характером труда. В противном случае результаты работы окажутся весьма далеки от ожидаемых.

Например, если творческой личности поручить монотонные однообразные функции, вряд ли стоит рассчитывать на высокую самоотдачу с ее стороны. Кроме того, она довольно быстро устанет от своих функций и станет проявлять к делу меньше внимания. Тем самым, даже в совершенстве владея техникой совершаемых операций, такой человек будет справляться с монотонной работой хуже, чем гораздо менее квалифицированный работник, который более устойчив и терпим к однообразию. Вот почему необходимо с самого начала выявлять внутренние склонности работника и с их учетом производить кадровые назначения.

Но как быть, когда людей    много, а решения надо принимать в сжатые сроки. Тут некогда присматриваться к кандидатам и испытывать их на рабочем месте. В этом случае на помощь приходят специальные тесты, способные в первом приближении ответить на вопросы, интересующие кадровиков и руководителей. Один из них – перед вами.

Аннотация

Предназначен для оценки специфического качества человека, выражающего:

  • низкую чувствительность к однообразию;
  • склонность к однотипной деятельности;
  • преобладание позитивных эмоциональных состояний; сохранение личностного смысла при длительном выполнении однообразной работы.

В качестве двух противоположных (крайних) типов выделяются монотонофилы, то есть лица, воспринимающие однообразную деятельность как предпочтительную и не желающие ее изменения, и монотонофобы, которые такую деятельность не приемлют.

Инструкция

При выполнении теста испытуемый должен выразить свое отношение к утверждениям,  приведенным в задании, с помощью простых ответов «да» или «нет».

Задание

  1. Обычно я без особого усилия могу подолгу выполнять одни и те же операции.
  2. У меня довольно часто при однообразной работе возникает чувство бесцельности, бесполезности ее выполнения.
  3. Когда я занимаюсь однотипной деятельностью, у меня, как правило, бывает ровное, хорошее настроение.
  4. Время от времени я испытываю потребность в перемене трудовых заданий или операций.
  5. Мне никогда не бывает скучно.
  6. При выполнении однотипных заданий я почти всегда поддерживаю высокий темп работы.
  7. Я нередко останавливаюсь на полпути к успеху лишь потому, что не выношу однообразия.
  8. В ходе любой однообразной работы я почти всегда пытаюсь найти более эффективные способы или приемы изготовления деталей.
  9. При выборе заданий я предпочитаю скорее малознакомую, чем хорошо известную мне работу.
  10. Перед началом однообразной работы у меня почти всегда бывает унылое настроение.
  11. В ходе однообразной работы у меня быстро возникает желание прекратить ее и заняться другим делом.
  12. Отсутствие новизны и разнообразия в той или иной деятельности довольно быстро убивает во мне желание заниматься ею.
  13. У меня иногда появляется желание уйти с неинтересного фильма.
  14. Я почти никогда не нервничаю оттого, что долго занимаюсь однотипной деятельностью.
  15. Нередко я ищу повод, чтобы уклониться от длительной однообразной работы.
  16. В момент выбора заданий я чаще отдаю предпочтение мало-, нежели многооперационной деятельности.
  17. Я легко раздражаюсь и даже злюсь, когда вынужден долго заниматься однообразной работой.
  18. Для меня неприятна частая смена выполняемых заданий и операций.
  19. Привычка к однотипной, хорошо освоенной деятельности обычно удерживает меня от поиска более разнообразной работы.
  20. Мне нравится стоять за чем-то в очереди.
  21. В ходе выполнения монотонных действий у меня довольно быстро снижается точность работы.
  22. После продолжительной однообразной работы у меня долго не проходит состояние подавленности, безразличия.
  23. Почти всякий переход к новым условиям работы или жизни мне кажется очень трудным.
  24. Однообразная работа мне нравится больше из-за постоянства ее заданий и требований к ней.
  25. В ходе однотипной работы у меня часто появляется желание сделать паузу и расслабиться.
  26. Я не всегда бываю доволен своей работой.
  27. Пожалуй, я предпочитаю выполнять скорее хорошо усвоенные задания, чем те, которые включают в себя элементы поиска и новизны.
  28. Однообразная работа мне так надоедает, что я довольно часто чувствую себя «сытым» ею «по горло».
  29. Мне не нравится работа, которая требует частой перестройки заданий и навыков.
  30. В детстве у меня бывали случаи, когда я капризничал.
  31. В ходе однотипной работы я так увлекаюсь, что не замечаю ее однообразия.
  32. В процессе выполнения однотипных заданий у меня почти всегда бывает скучное, унылое настроение.
  33. Однотипная работа привлекает меня тем, что позволяет показать многие мои достоинства.
  34. Я никогда и никуда не опаздываю.
  35. Я очень быстро теряю интерес к тем занятиям, которые требуют выполнения однотипных заданий.
  36. Привычная однотипная деятельность мне нравится больше, чем бесконечное разнообразие в труде.
  37. Я никогда не нарушаю своих обещаний.
  38. Однообразие труда снижает мою активность, инициативность.
  39. Я замечаю, что выполнение однообразных действий почти всегда вызывает у меня чувство протеста, недовольства.
  40. В привычной, однотипной работе я почти все время стремлюсь превзойти свой рекордный результат.

«Ключ»

Обработка результатов теста производится по 8 шкалам:

I

  • чувствительность к фактору монотонности, то есть усилия, необходимые для выполнения однотипной деятельности;
  • степень переносимости; эмоциональная реакция на однообразие;
  • скорость утраты интереса к однотипным заданиям.

II

деятельностное целеполагание, то есть доминирование стремления к высокой результативности труда, уход от однообразия в работе, компенсация неблагоприятного воздействия монотонности творческой включенностью или полное отсутствие позитивных целей.

III

деятельностное предпочтение, то есть  дихотомии «привычность – новизна», «мало- и многооперационность», «репродуктивность – творчество».

IV

эмоциональное состояние.

V

потребность в разнообразии.

VI

личностная мотивация.

VII

стремление к эффективности.

VIII

искренность.

Эти шкалы отражают профессиональные качества личности, необходимые для успешного выполнения монотонной работы.

По I шкале по 1 баллу приносят положительные ответы на вопросы 1, 14, 31 и отрицательные ответы на вопросы 7, 35, 39; по II – 8, 40 (+) и 2, 15 (-); по III – 16, 36 (+) и 9, 27 (-); по IV -19,  24, 33 (+) и 12 (-); по V – 18, 23, 29 (+) и 4, 11 (-); по VI – 3 (+) и 10, 17, 22, 28, 32 (-); по VII – 6 (+) и 21, 25, 38 (-); по VIII – 13, 26, 30, 37 (+) и 5, 20, 34 (-). При этом VIII шкала определяет степень надежности опроса. Если сумма очков превышает 5, то его следует признать недействительным.

Интерпретация

Если сумма баллов подсчитывается по всем 7 шкалам, то низкая монотоноустойчивость  соответствует  интервалу от 1 до 9.  10 – 15 баллов свидетельствуют об уровне монотоноустойчивости ниже среднего.  При 15 – 16 набранных баллах его монотоноустойчивость следует признать средней. 18 – 23 балла характеризуют ее как превышающую средний уровень. И, наконец,  23 балла и более – показатель высокой монотоноустойчивости личности.

Однако степень монотоноустойчивости можно определять и по отдельным шкалам. При этом низкая монотоноустойчивость  выражается 1 – 2 баллами по I,  V и VI и 1 – по II, III, IV и VII; средняя – 3 – 4 баллами по I, V и VI, и 2 – 3 – по II, III, IV и VII; наконец, высокая – 5 баллами по I, V и VI и 4 – по II, III, IV и VII.

Низкий уровень монотоноустойчивости означает:

  • повышенную чувствительность к фактору монотонности;
  • доминирование мотива нереализованности личностного потенциала;
  • отсутствие личностного смысла при монотонном труде;
  • предпочтение малознакомой, творческой работы;
  • низкий показатель эффективности при однообразной работе;
  • перепады в темпе и качестве труда.

Средний уровень монотоноустойчивости предвещает:

  • нейтральную чувствительность;
  • большую склонность к привычному, малоэлементному, репродуктивному труду;
  • привыкание к однотипной работе;
  • оминирование нейтральных и положительных эмоциональных состояний при монотонном труде;
  • недостаточную стабильность в результатах труда.

Высокий уровень монотоноустойчивости предполагает:

  • низкую чувствительность к монотонному труду;
  • доминирование привычки;
  • отсутствие творческого потенциала;
  • большую эффективность труда при однообразной работе;
  • стабильность в качестве труда и показателях деятельности.

Добавить комментарий