ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ. III. ТОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

Методика Г. И. Россолимо

III. ТОЧНОСТЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ

Исследование точности восприимчивости может быть ценно лишь тогда, когда при ее определении принимается в соображение один существенно важный фактор, а именно – продолжительность процесса восприятия, которая у различных людей бывает далеко неодинаковой. Поэтому результаты исследований могут резко отличаться один от другого.

Чтобы сгладить эти различия, можно использовать, например, тахистоскоп, поставленный на надлежащую скорость.

Подготовительная работа. Испытуемому подносится белая карточка, испещренная элементарными черными знаками: точкой, двумя точками, вертикальной линией, горизонтальной, треугольником, волнистой линией – для того, чтобы  проверить,  имеет ли  субъект понятие об этих знаках и умеет ли их называть. Далее приступают к определению скорости восприимчивости на тахистоскопе при помощи карточки с той или иной несложной комбинацией вышеупомянутых знаков, например, двух черточек с точкой в промежутке, двух точек внутри треугольника и т. д. Выяснением скорости и установлением тахистоскопа для дальнейших испытаний и заканчивается предварительная часть исследования.

Основная часть изучения точности восприимчивости ведется в различных взаимодополняющих направлениях посредством четырех методов, каждый из которых подразумевает 10 испытаний.

А6. Узнавание образа среди девяти аналогичных

Для каждого из опытов используется отдельный лист с нанесенной на него сеткой из 9 квадратов со стороной 4 см. В этих «клеточках» нарисованы фигуры (общим числом 9), более или менее аналогичные по своей конструкции. Кроме того, имеется коллекция из 10 карточек, подходящих по размеру к тахистоскопу,  с изображением,  идентичным одной из девяти фигур, представленных на листах. Так что карточка № 1 соответствует изображению на 1-м листе, карточка № 2 – 2-му листу и т. д. Быть может, стоит запастись 2 – 3 разными коллекциями подобных карточек – на случай проведения проверочных или повторных опытов над одним и тем же индивидом.

Перед началом исследования испытуемому разъясняют его задачу. Затем, вставив в тахистоскоп карточку № 1, кладут по эту сторону аппарата первый лист и просят испытуемого заметить фигуру, которая промелькнет, чтобы тут же указать пальцем на ту же фигуру, узнанную из числа представленных на листе, который быстрым движением будет выставлен из-за экрана после окончания экспозиции карточки. Таким способом демонстрируют испытуемому все 10 карточек по очереди и также последовательно предъявляют ему все 10 листов один за другим.

При всей точности результатов, обусловленной введенной в опыт максимальной скорости восприятия, тем не менее, прочность фиксации воспринятого может быть оспорена ввиду известной длительности времени, необходимого для перевода глаз с тахистоскопа на лист. Этот дефект должен корректироваться до некоторой степени последующими экспериментами.

А7. Фиксация  результатов  посредством  суждения

Вторично уже нет необходимости проделывать подготовительные испытания, и к опытам приступают при ранее установленной скорости тахистоскопа. Проводятся они с помощью наборов (нескольких или по крайней мере одного) из 10 карточек с изображением на каждой из них таких двух или ряда знаков, чье взаимоотношение подлежит  выявлению. Так, например, экспонируется карточка, на которой проведены две черные линии разной толщины, и испытуемому предлагается определить, совпадают они по толщине или нет. При такой постановке опыта, когда все условия заранее сформулированы как можно точнее, испытуемому остается лишь кратко высказать свое суждение в момент восприятия словами «да» или «нет».

Необходимо иметь в виду, что:

  1. составные элементы чертежа должны быть названы вполне определенно и четко, причем так, чтобы испытуемый представлял их себе совершенно ясно;
  2. вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него был возможен лишь самый определенный ответ;
  3. во избежание влияния внушения со стороны последнего слова заданного вопроса следует в течение всего ряда вопросов ставить в конце в одном случае слово, определяющее смысл чертежа, а в другом – противоположное. Так,  если  речь  идет  о  карточке № 6, то есть об одинаковом или разном расстоянии между несколькими точками, расположенными через одинаковые промежутки, целесообразно проводить опыт следующим образом: (а)  «Вы  видите  ряд черных точек,  расположенных  по одной линии?»; (б) «Скажите, эти точки находятся на одинаковом расстоянии одна от другой или на разных?» Затем, при экспонировании карточки № 7, где  нарисованы два круга серого цвета различной интенсивности, нужно спросить: «Скажите, замечаете ли вы, что один круг светлее, а другой – темнее, или вам кажется, что они совершенно одинакового серого цвета?»
Вопросы при экспозиции карточек:
  1. В аппарате промелькнут два четырехугольника. Надо успеть рассмотреть их и ответить, лежат ли они одинаково или по-разному.
  2. Увидите две черные змейки рядом. Разные они или одинаковые?
  3. Будут продемонстрированы два четырехугольника одинаковой высоты. У них равная ширина или нет?
  4. Нарисовано множество стоячих черточек. Расстояние между ними одинаковое или разное?
  5. Две черные черты – у них разная толщина или одинаковая?
  6. По одной строке расположено много черных точек. Они на одинаковых расстояниях друг от друга или на разных?
  7. Два серых кружка – одинаково ли они затемнены или по-разному?
  8. Два треугольника – форма их одинакова или нет?
  9. Два исчерченных  четырехугольника –  черточки тянутся в одном направлении или в разных?
  10. Два крестика – разной они величины или одинаковой?

А8. Контроль зрительно-двигательного воспроизведения

Испытание проводится при той же корости тахистоскопа с помощью одного или нескольких наборов карточек с нанесенной на каждую из них по небольшой сетке (4 см) в квадрате, состоящем из 9 клеток. На  карточках поставлены точки – по одной в каждой клетке – числом от 1 до 5 на всю сетку, будучи расставлены и умножаясь с возрастающей трудностью с каждым последующим номером.

К тахистоскопическому исследованию приступают после  объяснения испытуемому сути дела и вручения ему бланка с десятью занумерованными пустыми сетками указанного размера и образца. Туда испытуемый должен поставить карандашом столько точек и в тех клетках, как было усмотрено им в карточке, только что пропущенной через тахистоскоп. По окончании всех десяти опытов верно воспроизведенные номера отмечаются плюсом (+),  а неудачные  – минусом (-).

А9. Восприятие цветов различных оттенков

В основу положен принцип узнавания одного из десяти тонов, предлагаемых к восприятию последовательно через тахистоскоп. Выбор производится их 25 различных тонов,  включающих и 10 составляющих тон экспонируемой  карточки.

Тона 10 карточек должны определенно отличаться один от другого, не будучи особенно яркими и необязательно представляя один и тот же цвет. Техника исследования та же,  что и при восприятии с узнаванием простых чертежей – с той лишь разницей, что тут каждый раз предлагается для узнавания один и тот же лист с 25 цветными прямоугольниками.

Назад

Добавить комментарий