СПОСОБНОСТЬ К СХВАТЫВАНИЮ

Одной из важнейших способностей, необходимых руководителю, является схватывание поступающей к нему информации, то есть быстрая и точная идентификация того, что она означает, и вычленение из нее непосредственно относящегося к делу. Конечно, такая способность ценна и сама по себе. Каждый человек постоянно решает задачи, в которых без нее не обойтись. Например, когда он слышит только обрывки разговора о том, что представляется ему существенным. Чтобы составить из них сколько-нибудь цельную картину, приходится напрягаться и действовать подобно художнику, который, создавая образ,  сводит воедино накопленные ранее разрозненные впечатления. Но, если для обычного человека это всего лишь дополнительный козырь в жизненном соревновании, то руководитель, который регулярно принимает решения с далеко идущими последствиями, затрагивающими интересы множества людей, причем зачастую в условиях психического напряжения или даже стресса и дефицита времени, со слабым развитием способности схватывать попросту обречен на неудачу. Пока он будет осмысливать «сырой» материал, конкуренты не только примут его, но и приступят к внедрению.

Одним из первых среди психологов, кто заметил, что успешные руководители обладают высокой способностью схватывания, позволяющей им сразу же улавливать связь с решаемой проблемой событий и явлений, которые многим другим людям кажутся не относящимися к делу, был Луис Терстон. Он обратил внимание, что собенно важное значение она приобретает при осуществлении контроля, всегда подразумевающего сверку результатов с некими «идеальными» (модельными) значениями. Однако и остальные роли, в которых выступает руководитель, во многом опираются на правильность первичного «диагностирования».

Что же такое схватывание?

Это готовность ума быстро и точно идентифицировать предмет (явление) в условиях недостаточной или частично искаженной информации. В жизни, как и в управлении, такое встречается довольно часто. Не всегда условия наблюдения настолько хороши, что всякий может безошибочно узнать, что перед ним. В общении нередко срабатывает «испорченный телефон», когда до адресата сведения доходят совсем не в том виде, как хотелось бы первоисточнику. При передаче информации (устной или письменной) допускаются неточности и ошибки – как технические, так и фактические, – которые порой настолько меняют смысл, что нужно обладать большой сообразительностью, чтобы угадать, каким тот был изначально. А если задача сформулирована неадекватно, вряд ли стоит надеяться найти для нее хорошее решение. Его, конечно, исключать нельзя, но, если оно и появится, то только в результате стечения обстоятельств, а не благодаря стараниям руководителя.

Вот простой пример.

Читая какой-то текст, вы натыкаетесь на плохо пропечатанное слово «ар ик ля ия». Что оно означает? Если быстро пробегаешь глазами, то сразу и не сообразишь, о чем идет речь. Разумеется, важную роль играет контекст, который зачастую подсказывает правильный ответ. Но не все легко справляются с этой проблемой даже в очевидных случаях. Если она вызывает у вас затруднения, значит, плохо обстоят дела со схватыванием и надо поработать над собой.

Хотя схватывание является во многом врожденным качеством, в определенной мере оно поддается оттачиванию, шлифовке. Конечно, если природа обделила кого-то этой способностью, то нечего и совершенствовать. Однако такое случается крайне редко. Подавляющему большинству людей она присуща хотя бы в рудиментарном, зачаточном виде и достигает выраженной степени уже к 8 – 9 годам. И, развивая ее, можно в конце концов обогнать даже гораздо более щедро одаренного от природы человека, который из-за лени или косности пренебрегал ею.

Но как проверить себя?

Терстон предложил довольно простой тест. С его помощью можно не просто определить, владеет ли испытуемый способностью к схватыванию, но и измерить его скорость, то есть установить, достаточно ли оно для выполнения серьезных функциональных, в том числе управленческих, задач.

На картинке представлены 11 наборов из четырех рисунков. В каждом наборе нужно пометить по 2 рисунка, которые совершенно идентичны между собой.

Для разнообразия можно попробовать себя и на второй картинке с такого же рода 11 наборами.

Чем больше правильных ответов и чем быстрее они получены, тем лучше. Уровнем, достаточным для хорошего руководителя, являются 11 правильных ответов, полученных не более чем за 2 минуты. Если вы не укладываетесь в этот лимит, значит, нужно совершенствоваться. Разумеется, сама по себе цепкость восприятия не гарантирует высоких результатов в работе, но без нее трудно рассчитывать на них. Проще говоря, она является совершенно необходимым, хотя и отнюдь не достаточным условием эффективного управления.

 

Добавить комментарий