СТИЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Если Вы хотите провести экспресс-оценку стиля управления, практикуемого Вашей организацией, воспользуйтесь этой простой методикой. Она подразделяет стили управления на четыре основных (деспотический, патерналистский, мотивационный и товарищеский) и различные их комбинации (промежуточные, переходные, смешанные). Сравнив полученный результат с предпочтительной для Вас моделью («идеалом») и зафиксировав расхождения, Вы можете произвести соответствующие изменения в своем режиме управления, с тем чтобы приблизить действительность к желаемой картине.

Тест содержит 24 вопроса, характеризующих деятельность Вашей организации. Ответы на них должны быть не просто честными, но и продуманными. В противном случае итоговая картина окажется весьма неточной, а потому бесполезной.

 

Вопросы

  1. Задачи выполняется, так как работники боятся за свои места.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Большинство работников остается в организации, так как в ней они чувствуют себя защищенными.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Руководители проявляют себя как настоящие лидеры, и работники относятся к ним с уважением.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. В организации царит командный дух.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Только руководящий состав вправе принимать решения.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Хотя работники вполне довольны своим положением, они не проявляют особой инициативы.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Как начальники, так и подчиненные во главу угла ставят выполнение стоящих перед организацией задач.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Руководители действуют в тесной связке со своими подчиненными.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Работники подчиняются своим начальникам, но не очень уважают их.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Руководители заботятся только о своем заработке.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Работники воспринимают себя как полноценнцю часть организации.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Люди чувствуют реальную ответственность за исполнение своих трудовых функций.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Большинство рабочих мест в организации подразумевает минимальную оплату труда.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Главной заботой работников является обеспечение себя и своей семьи.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Когда дела идут не по плану, люди думают о способах исправления ситуации, а не о том, на кого возложить вину за это.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Персонал относится к своим функциям с энтузиазмом..
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Работники стремятся сохранить, а еще лучше повысить уровень жизни своих семей.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Хотя в организации имеется достаточно стимулов к хорошему труду, люди зачастую отлынивают от своей работы.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Работники видят, что хороший труд поощряется руководством и встречает одобрение у коллег.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Организация ценит своих работников и отмечает каждое их достижение.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Руководство не ждет от работников высокой самоотдачи и удовлетворяется простым исполнением предусмотренных функций.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Работники по большей части довольны занимаемыми должностями и не рассчитывают на повышение.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Персонал широко вовлекается в принятие организационных решений.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

  1. Задания выполняются надлежащим образом во многом благодаря самодисциплине работников.
Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда

 

Ключ

Результат по каждому вопросу оценивается в соответствии с приводимой таблицей:

 

Почти никогда Редко Бывает Часто Почти всегда
1 2 3 4 5

 

Баллы, набранные по каждому из вопросов, складываются в «копилочку» того или иного стиля. При этом вопросы распределяются по стилям следующим образом:

Деспотический Патерналистский Мотивационный Товарищеский
1, 5, 9, 13, 17, 21 2, 6, 10, 14, 18, 22 3, 7, 11, 15, 19, 23 4, 8, 12, 16, 20, 24

Минимальное количество баллов для каждого стиля – 6, максимальное – 30.

Если по какому-то из стилей набрано больше 24 баллов, он является доминирующим.

Стиль с наименьшим количеством баллов не очень характерен для Вашей организации. Если эта сумма меньше 12, он у Вас, по-видимому, почти не применяется.

Если два или три стиля набрали больше 18 баллов, значит, имеет место смешение стилей с преобладанием этих. Если же ни один не набрал даже 18, стало быть, у организации нет никакого определенного стиля, а управляют ею, как придется.

Если две наибольшие суммы почти одинаковы, стиль управления у Вас скорее всего промежуточный или переходный между ними.

Если разница между тремя или четырьмя стилями не очень велика, стало быть, либо у вас нет ясного представления о том, как управляется ваша организация, либо у нее смешение стилей или же нет какого-либо определенного стиля, и она управляется хаотически (как придется).

 

Описание стилей

Деспотический – опирается на голую власть. Те, кто наверху, считают, что работник будет должен подчиняться независимо от того, насколько разумны или уместны получаемые им команды. В противном случае его ожидает неминуемое наказание. От него требуется не столько уважение к начальнику, сколько беспрекословное повиновение.

Патерналистский – исповедует покровительственное отношение к персоналу. Организация старается распоряжаться своими ресурсами так, чтобы благосостояние работников и удовлетворение их нужд тесно зависело от ее успехов. Хорошие результаты позволяют окружить их вниманием, тогда как плохие – лишают возможности проявлять заботу.

Мотивационный – делает упор не на власть или материальное вознаграждение (деньги и другие блага), а на воодушевление работников и повышение их самоотдачи. Способствует их готовности ради общего дела объединять усилия и добровольно отодвигать личные запросы на второй план в интересах организации. Однако следует учесть, что костяк такой организации обычно состоит из личностей особого психологического склада («бессребреников»), и весьма затруднительно придерживаться подобного стиля в долгосрочном плане при увеличении ее размеров.

Товарищеский – сопряжен с ярко выраженным чувством локтя. Отношения в организации по возможности «выпрямляются» и перестают быть формально-иерархическими. Руководители и подчиненные превращаются в своего рода партнеров, стремящихся решать задачи, не замыкаясь в ролях, подразумеваемых их должностями.

Добавить комментарий